Зависть.

Зависть и как с ней бороться?

«Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении зависть доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче другого и жажды его падения. Списноза определял зависть как «ненависть, поскольку она действует на человека т.о., что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастъя, и наоборот - находит удовольствие в чужом несчастье» (Большой психологический словарь).

Как и любое другое чувство - не хорошее и не плохое, оно просто есть. И есть, скорее всего, у каждого из нас. Это чувство «возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает». (Википедия). Но почему же мы так стыдимся своего желания обладать вещами, которые нам не принадлежат, и прячем это чувство от посторонних глаз? На взглад автора, дело здесь не в самом чувстве, а в его социальной оценке и разрушительных последствиях для самого завидующего человека и для того, на кого оно направлено.

Все дело в том, что зависть является более поздним социальным чувством чем жажда обладания, которая преобладает у ребенка до 3х лет. Оно зарождается постепенно из чувства обделенности, и представления о том, что кому-то любви и счастья достается гораздо больше, чем тот его заслуживает. Для формирования зависти необходимо желание уничтожить или обесценить объект, и сопровождается другим чувством, чувством ненависти (злобы). Оба эти чувства имеют направление, только вектор этих напрвлений может быть разным. Он может быть как вовне, так и внутрь себя.

Как было сказано выше, завитсть чувство социальное, т.к. оно воспитывается значимыми взрослыми, которые, неосознано загоняют ребенка в сложную психологическую ситуацию. С одной стороны они обесценивают объект зависти, а с другой, унижают того, кто проявляет это чувство. И для того, чтобы избавиться от напряжения и сохранить самооценку, ребенок направляет свою ненависть на объект своей зависти. Ненависть может проявляться, как в мыслях, так и в действиях, направленных на уничтожение объекта, причиняющего дискомфорт.

Существует мнение, что зависть и ненависть однокоренные слова, не знаю насколько это правомерно выглядит с точки зрения русского языка, но с психологической точки зрения толкование связи этих чувств очень симпатичное. Оно сводится к тому, что зависть – видеть за пределы своих ресурсов, а ненависть – не видеть никаких достоинств и ресурсов в другом, а видеть только его отрицательные качества.

У автора есть другое толкование, которое также с точки зрения словообразования может быть и неправильным, но опять если брать психологический аспект, то он, как мне нажется, не мене интересный. Если рассматривать зависть, как однокоренное зависимости, когда завидующий человек зависит не только от своих чувств по отношению к другому, но и от самой жизни другого человека, вернее от его успехов. Когда завидующий неосознавая того, что «зависая» в этом чувстве, он скорее проживает чужую жизнь, отказываясь от собственных успехов, направляет свою энергию в то русло, от плавания в котором мало толку, да и удовольствия. Так как ненавись, независимо от того однокоренное оно или нет, однозначно разрушительное чувство, где отрицательные эмоции заполняют всю душу и не дают возможности радоваться. И оба эти чувства, независимо от их словообразования, направлены ко всей личности в целом, а не к ресурсам, которыми она обладает. В результате чего, человеческая мотивация приобретает искаженный характер – мотивация достижения направляется не на желаемый объект, а на того, кто им обладает.

Обычно завидуют тем качествам и достижениям, которые применимы к себе, и относятся к той сфере, которая является предпочтимой и желанной, тоесть входит в понятие Я-идеальный. Зачастую признать, что кто-то может быть «идеальнее» тебя самого, совершенно невозможно. Или что этому ... досталась такая тачка, совершенно немыслимо. Это чувство не всегда осознается и часто разделяется на «черную» и «белую» зависть, что по мнению автора недопустимо, т.к. в «какую одежду зависть не надевай, ее суть от этого не изменится». Зависть всегда сопровождается чувством ненависти, обесценивания и желании уничтожить. И часто подругами зависти являются – месть и ревность, эти чувства говорят о слабых границах личности, когда есть желание восстановить свои границы за счет другого.

В дохристианской культуре, греки представляли Зависть уродливой, грязной старухой с гнилыми зубами и высунутым наружу раздвоеным языком, с которого капает яд. Этим ядом Зависть отравляет не только объект своей зависти, но и разъедает саму себя. Этим ядом являются аффективные переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, которые занимают всю душу, что отнимает продуктивность и рост самого человека, из-за чего он останавливается в своем развитии и, как говорилось выше, зачастую проживает не свою жизнь. К большому сожалению Зависть всегда сопровождает свою сестру Победу.

Во многих религиях зависть осуждается или является смертным грехом. В христианстве противопоставляется таким добродетелям как – благодушие, сострадание, благожелательство. Возможно с этого момента оно как раз и стало «плохим» чувством, которое принято скрывать. Во времена Геродота, каждый знал, почему надо скрывать свой успех, т.к. это могло вызвать гнев и зависть Богов. По большому счету люди бояться не столько самой зависти, сколько ненависти со стороны завистников и их предполагаемой агрессии в свою сторону. Часто человек намеренно преуменьшает свои заслуги и достижения, «чтобы не сглазили», плюет через плечо или стучит по дереву, что является оборонительной агрессией на теневую фигуру Дьявола. У которого зависть занимает место отсутствующей любви. Зависть, как дьявольский огонь сжигает все вокруг, в том числе и самого завистника. Опасность зависти заключается в том, что ее принято прятать, а если не потушить вовремя пожар, то он заполыхает и останоить его будет сложно.

Первым шагом в «тушении пожара» может стать признание, что это чувство есть, обращение за психологической помощью, осознание его и уделение ему внимания = уделение внимания самому себе. Появление этого чувства должно быть сигналом того, что есть какое то неудовлетворение собственной жизнью, где выяснение причин , будет являться поиском собственных ресурсов и возможностей. И тогда опираясь на собственные ресурсы, победителем будете Вы!


Автор статьи: Ольга Фармер
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».