Единство души, тела и разума

Единство души, тела и разума «Нельзя уничтожить недостатки человека, не уничтожив его личность».
Андре Моруа

Специфика нашей профессии заключается в том, что наши профессиональные знания, профессиональная рефлексия и мировоззрение в целом тесно взаимосвязаны, влияют и дополняют друг друга. И личность психотерапевта, в психотерапевтическом альянсе, наряду с профессиональной подготовкой, играет немаловажную роль. Поскольку в процессе психотерапии участвуют как минимум две Личности, в нашем случае три, то нам кажется, важным донести до нашего клиента не только каким методом мы работаем, но и наш личностный взгляд, и наше отношение к человеку в целом.

Нам близко определение личности по Собчик: «Личность - это, открытая внешнему опыту саморегулирующаяся, динамичная система». И мы бы сверх того добавили от себя, что личность-это еще и континуум положительно – отрицательных качеств. Ведь не зря говорят о том, что недостатки человека – это продолжение его достоинств, или наоборот, достоинства – продолжение недостатков. И разрушив одну из сторон этого континуума, мы разрушим Личность как таковую. Эта же мысль заложена в народной мудрости: «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня и так полюбят».

«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половины души.
Омар Хайям

А целостность человека – это его стержень, внутренняя опора, это его сила, и если хотите вера, в первую очередь в самого себя. А если одним словом, то это все про ее величество Уверенность. И Уверенность, прежде всего в том, что у него есть «и беленькое, и черненькое». И обе эти стороны не только хорошо знаемы, но приняты и им оказано почтение и Любовь. В словарях Уверенность описывается, как «психическое состояние, при котором человек считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека». Только находясь в полной гармонии, прежде всего с самим собой, человек обретает то самое счастье, за которым люди отправляются За Тридевять Земель.

Целостность Личности невозможна без целостности и единства Души, Тела и Ума.

Из этих трех универсальных составляющих, пожалуй, самым узнаваемым для нас является Тело. Вернее то, что мы с утра видим в зеркале - наше отражение, как оболочка. Есть такое общее знание о том, что за телом, чтобы оно правильно функционировало, надо ухаживать. И здесь уже возможны вариации на тему. Кто-то ухаживает за самой оболочкой, кто-то чистит ее изнутри, кто-то обращает внимание на тело, когда оно отказывается выполнять поставленные задачи, а кто-то благополучно пропускает и этот момент. Мы можем его померить, взвесить, сделать ультразвук, сдать анализы и тогда станет понятно, что лишнее, а чего не хватает. Гораздо сложнее с принятием своего Тела, особенно когда его много или чего-то не достает, или оно не такое как у всех. Но в любом случае мы его можем увидеть и потрогать, и если не нравится, то попытаться что-то с ним сделать. И самое главное мы видим – где это что-то сотворить. Более того, социумом приветствуется забота о теле, об этом принято говорить. Изобретён спорт, где наглядно демонстрируются возможности развитого тела. Как и последствия его ненормированного использования…

Про Ум мы вроде тоже достаточно знаем, прежде всего, что он располагается в мозгу. И даже знаем, как можно его померить с помощью различных тестов. Ум как таковой потрогать невозможно. Можно только увидеть его плоды. Но вот исследовать сам мозг, дело сейчас достаточно доступное, и выпить таблетку, чтобы лучше функционировал, вполне реально. Еще в народе говорят, что если до 30 лет ума нет, то и не будет. И для тех, у кого с этим проблемы, разработаны различные техники развития мышления, памяти и интеллекта.

Интеллект это то, что в социуме принято «развивать». Но чаще всего развивают его рациональную часть, а эмоциональную оставляют нетронутой. Чтобы понять, что мы имеем ввиду, полезно вернуться к классическому определению интеллекта: «индивидуальные особенности, относящиеся к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» (словарь практического психолога). Но к умственным способностям относится также: «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Очень тонко сформулировал Аристотель 2300 лет назад, когда призывал «с умом управлять своими чувствами». Если рациональный интеллект является фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха в целом.

Часто умного человека называют разумным. У нас есть научное знание о том, что разум – это одна из форм Сознания, оно является высшей формой отражения действительности, представляющей собой совокупность психических процессов, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной Личности. Эмоции являются особой формой психического отражения, которые отражают не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Без понимания своих эмоций и умения управлять своим поведением, вряд ли можно назвать высокоинтеллектуального человека разумным, когда его несет по волнам эмоционального беспредела, и он пытается укусить любого попавшегося на его пути.

«… Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», - говорил Белинский.

С третьей составляющей – Душой, все обстоит несколько сложнее. Здесь нужно признать, что её ни потрогать, ни протестировать не удастся. Эта область, где мы к себе прикасаемся еле-еле. И сами для себя являемся большой неожиданностью…Помимо того, что Душа - это категория философская и религиозная, она еще и измерениям поддается условно. Принято считать, что Душа есть, что человек может быть большой Души, или тщедушный… - И всё? Но мы вроде, как понимаем о чем это, но как это выглядит и где находится, это вопрос из вопросов, конечно же, у людей верующих это вопросов не вызывает. И в этом за них можно порадоваться. А что делать тем, у кого есть эти вопросы? Мы как психологи, т.е. душеведы или психотерапевты – целители души, (что тоже не легче) должнны иметь ответы именно на этот случай. К нам приходят люди с просьбой о помощи, чтобы на Душе стало легче, а то счастья в жизни нет, говорят они. И мы начинаем вместе искать эти ответы. Запрос клиента – закон.

И что бы было понятно, чем занимаются психологи, мы хотим предложить свое видение данной темы, ни в коем случае не претендуя на истину... Сразу хотим оговориться, что мы с большим уважением и почтением относимся к религиозным толкованиям о Душе, и эта сторона вопроса нами не только не оспаривается, но даже не затрагивается. В молитвослове в исповедание грехов написано: «Исповедаю Тебе Господи Богу моему и Творцу …, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в предшедшие дни и нощи, делом, словом, помышлением, объедением, пиянством, тайнодеянием, празднословием, унынием, леностью, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, …, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевные вкупе и телесными…».

Посмотрите, как точно определены соплетения телесного и духовного….И ещё одно попутное замечание - грех переводится как промах, т.е. промахнувшись, человек вполне может натянуть тетиву и выстрелить в цель, т.е. избежать промаха. Обойти грех.

Интересно, что, работая с клиентом на темы, не касающиеся Души, в конце сессии мы слышали, что: «На Душе стало легче», «От души отлегло», «Душа радуется». И в этом случае, для нас близко определение не только старой психологии, что Душа «является внутренним психическим миром человека, что это совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека». Но и старославянской – Доуша, и греч.- anima – совокупность психических явлений (т.н. витальная душа, внутренний мир человека). А мы как раз и являемся специалистами по внутреннему миру человека.

С какой бы проблемой не обратился человек, речь всегда идет о его внутреннем мире. О его знакомстве с этим внутренним миром и его принятием.

Но прежде чем принять, возникает необходимость разрешить множество внутренних противоречий, принять «невозможное», отказаться от «главного». И когда происходит эта тяжелая работа, то человек приобретает не энное количество знаний о себе, а меняется качественно. И тогда мы говорим о его Личностном росте. Человек наполняется Душевной силой, которая способна принимать мир в его разнообразии. Становится открытым, «проявляет чуткость и восприимчивость к широкому спектру ценностей, но не предопределенности выбора между ними» (Д.Леонтьев). Переходя, таким образом, к подлинной Духовности.

Основа любого взаимодействия - это откровенность и искренность. Только что мы откровенно и кратко изложили свой взгляд на свою деятельность, а теперь немного о методе, которым мы работаем.


Свой метод - психодрама, которым мы работаем, мы называем инструментом, и считаем его уникальным, и благодарны, старику Морено, за его создание. Уникальность этого метода заключается в том, что он позволяет безболезненно прикоснуться ко всем трем составляющим (Тело, Душа, Ум) и помочь им исцелиться. Психодрама позволяет повернуться лицом к «боли и дает возможность перестать ее вытеснять, принять наш общий и свой частный человеческий опыт, научиться оплакивать потери и не за себя одних» (К. Михайлова).

Самая уникальная терапевтическая возможность психодрамы заключается в том, что она позволяет перейти в «сверхреальность». Это такая ситуация, или такое пространство, где могут происходить самые фантазийные вещи, которые «никогда не происходили, не произойдут, и не могут произойти» (З. Морено). В этой реальности происходят встречи с людьми, которых никогда не было (например, неродившиеся дети), или которые давно ушли (умершие близкие люди). Это дает уникальную возможность сказать слова, которые никогда не были сказаны, попрощаться, оплакать, закончить отношения, проститься, с любовью отпустить, и идти дальше. Это позволяет в сценическом действии встретиться со своими чувствами, даже самыми «неприличными», страхами, запретными желаниями.

Еще одной уникальностью психодрамы является «теле» принцип (совокупность чувственных отношений между всеми участниками). В работе это похоже на «передачу мыслей или информации на расстоянии».

Еще одним уникальным терапевтическим действием является обмен ролями. Такой обмен позволяет человеку (протагонисту) взглянуть на «мир глазами другого человека», или посмотреть на себя глазами своего тела, симптома, проблемы, чувства, состояния… Это удивительная возможность посмотреть на себя более объективно. «Обмен ролями – это путь, который выводит человека за привычные ограничения эгоцентризма» (Blanter and Blanter 1988).

На этом уникальность психодрамы не заканчивается, т.к. существует такой технический прием, как дублирование. С помощью эмпатической связи, дубль может почувствовать и выразить те чувства протагонискта, которые тот в себе подавляет. Это дает возможность расширить и углубить знания о себе.

Сама по себе возможность исследования самых «абсурдных», «мистических» проблем, которую дает психодрама – уникальна. Не каждым инструментом можно выявить «родовые проклятья», «снять порчу» и «защититься от сглаза». А психодрама, самый подходящий инструмент, который может помочь увидеть, понять, перестроить и при необходимости «передать информацию» и защитить.

Создатель психодрамы «считал ее наукой, которая ищет истину драматическим способом». Волшебство и очарование психодрамы передать словами невозможно, это можно только испытать. Этот удивительный процесс Зеркоа Морено называет «способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки». А, значит, - Будем жить! И будем жить полной жизнью, осознанной жизнью, радостной жизнью…

Ведь без принятия всех наших «беленьких» и «черненьких» сторон, невозможно разрешить ни внутренних конфликтов, ни тех, которые находятся снаружи. Будь то конфликты в семье, на работе, или просто транспорте. Если мы не оседлаем наших белых и черных скакунов, то вряд ли жизнь у нас будет полноценной, и вряд ли мы догоним наше вечно ускользающее счастье…

До встречи!

Ольга Фармер и Светлана Байдакова
Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Светлана Байдакова
 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».