Подростковая депрессия

Подростковая депрессия
К нам часто обращаются родители по поводу «плохого поведения детей». Приводят к нам свое чадо со словами: «Вот оно, горе мое луковое. Учиться не хочет, в школе одни двойки, по дому делать ничего не хочет, грубит, дерется и т.д. Учителя говорят, что он у нас дебил, ничего запомнить не может, успеваемость на «0». Грозят перевести во вспомогательную школу. Измучил нас. Господи, за что нам это наказание?! Сделайте с ним что-нибудь, пока я его не прибила».

В борьбе с «плохим поведением», мы взрослые часто разворачиваем боевые действия против ребенка. И, как правило, натыкаемся на активного «участника сопротивления» и «партизанскую войну» со стороны наших детей. Такое противостояние приводит к противоположным результатам – ссорам в семье, лжи, недоверии, манипуляциям и т.д. Родители, учителя, а часто и врачи, за агрессивным поведением, плохой успеваемостью, снижением интересов, подавленным настроением ребенка не замечают, что в основе его поведения лежит – депрессия. Причины этого заболевания могут крыться за самыми банальными, на взгляд взрослого, ситуациями: переездами, сменой школы, потеря игрушки, расставание с другом. И более серьезными вещами, такими как – развод родителей, смерть животного или близкого человека, насмешки и насилие в школе и дома, и это только малая часть причин, из-за которых может развиться депрессия. Причиной депрессии может быть и серьезное заболевание.

Подростковая депрессия, как правило, протекает под различными «масками».

Скрывается за фасадом детских капризов, соматических, поведенческих и интеллектуальных нарушений. И чаще всего, взрослые замечают эти «маски», а не душевные переживания и тревоги ребенка.

Различная симптоматика маскирует депрессивные расстройства у подростка и имеет возрастное своеобразие. Депрессия в детско-подростковом возрасте выступает в многообразных типологических вариантах: в виде тоскливой, тревожной, боязливой, адинамической, дисфорической, соматизированной, астенической и др.

Для «классической» депрессии, характерна так называемая триада Ясперса, она характеризуется:
  • Пониженным настроением
  • Замедлением ассоциативных процессов
  • Двигательной заторможенностью

У детей и подростков депрессия крайне редко соответствует классическим описаниям, выступая в диспропорциональной и атипичной форме.

Депрессивным детям и подросткам младшего пубертатного возраста свойственны соматические симптомы, такие как общее недомогание, различных алгий, расстройств пищеварения, астенизация. Сильно меняется поведение. Ребенок теряет интерес к играм, прежним увлечениям, становится замкнутым, жалуется на скуку.

В среднем подростковом возрасте, депрессия приобретает маску школьной фобии. Патологическое состояние ребенка характеризуется идеаторной заторможенностью в виде замедления ассоциативных процессов, трудностей осмысления и концентрации внимания. В связи с этим наступает учебная дизадаптация, как правило, сопровождается поведенческими расстройствами, антидисциплинарными поступками, циничными выходками, грубостью, драками, пропусками уроков, уходами из дома.

Возникают коммуникативные проблемы, которые вообще свойственны подросткам и являются проблемой в его эмоциональной жизни. В этот период общение является для подростка ведущей деятельностью, а нарушение в этой области приводит к болезненным переживаниям. Репрессивные меры со стороны родителей убеждают подростка в его никчемности, собственной несостоятельности, вызывают страх перед наказанием, что в свою очередь приводит к еще большим осложнениям.

В старшем подростковом возрасте депрессия может проявляться в переживаниях смыслоутраты, «экзистенциальном вакууме», самопустоты. Подросток глубоко переживает эту проблему и рассматривает ее как личную драму. Размышления о смысле жизни превращаются в бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности. Постепенно дезадаптация нарастает, подросток замыкается сам на себе, становится одиноким, нередко это приводит к социальному краху.

Подростковая депрессия хранит в себе смертельную опасность, так как велик риск совершения суицида. Иногда попытки носят демонстративный характер, как крик о помощи. А иногда как законченное действие.

Уважаемые родители!!!

Детские переживания это не глупости, а самые «заправдашные» душевные страдания. Наши дети очень чувствительны и ранимы. Обращайте внимание на изменения в общем состоянии ребенка и его поведение. Если вы это заметите, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.
Автор статьи: Ольга Фармер


Симптомы, которые заслуживают особого внимания:
  • подавленное настроение
  • снижение интереса ко всему, апатия, тоска
  • чувство беспомощности, безнадежности
  • заниженная самооценка, чувство неполноценности
  • нарушение аппетита (потеря или набор веса)
  • нарушение сна (патологическая сонливость, бессонница)
  • усталость и потеря энергии
  • снижение внимания, памяти, мышления
  • снижение успеваемости
  • трудности в управлении гневом, раздражительность, непослушание, конфликтность
  • уход в себя
  • рассуждения и мысли о смерти

Ольга Фармер и Светлана Байдакова
 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».