Детская психология в преломлении взрослого слова

Детская психология в преломлении взрослого слова

«Нельзя уничтожить недостатки человека, не уничтожив его личность».

Андре Моруа



Метод психодрамы в лицах
Детская психология в преломлении взрослого слова
Путешествие в центр Вселенной


Детская психология в преломлении взрослого слова

В повести «Твоя ладошка на стекле». Детские истории для взрослых» автор

трогательно рассказывает историю появления на свет и детства своих детей -

сыновей, теперь уже двух молодых мужчин и подростка.

Детишки появляются на свет разными, такими беззащитными с ушками и

носиками, которые взрослому с ноготок, «беленькими» и «синенькими»,

похожими расой на родителей и нет, но все они в равной степени не

обременены видовым опытом и социальными нормами и правилами. Им еще

предстоит осваивать окружающий их мир и свой внутренний мир тоже.

Проходит несколько лет, они все еще беззащитны и не опытны, но уже

поражают родителей:

интуицией

как Марк в главе «Птица трисосиска».

по следам собственной зависимости...

«Мы гуляем по Ботаническому саду. Вокруг лес. Тропинки расходятся в

разные стороны и непонятно по которой идти….. Вдруг прямо перед тобой,

Маркуша, появляется маленькая птичка…. -Пойдём, она покажет нам дорогу

– говоришь ты.…… И мы действительно пошли на некотором расстоянии за

этой птахой. А она, на несгибаемых лапках попрыгает, обернётся на нас, и

опять прыгает себе вперёд. Пока не вывела нас к центральным воротам.

мудростью

как Сэм в главе «Твоя ладошка на стекле», где он говорит бабушке: «За что

ты меня наказываешь, я ведь только не хочу спать?» и бабушка

спохватывается: «Шестьдесят два года прожила, а ума не нажила! Когда я не

хочу спать – меня наказывают? – она опять всхлипнула.»

и философией

в главе «Хрустальный эстет»: «Сэмуля, я тебя накажу. Ты у меня сейчас

будешь искать пятый гол. А он, знаешь, что ответил? Нет, говорит, я лучше

найду шестое измерение…»

и как Марк в главе «Человек-это только свет»:

«Я подношу к его лицу чернильные руки в черных манжетах рубашки.

-Это. Что. Такое?

-Да какая разница, мам! - И он окатил меня своим синим взором. - Господь

всё равно видит только наш свет. А какие у нас руки и рубашки – ему всё

равно… А если Богу всё равно, то какая тебе разница?»

находчивостью

как Даня в главе «Бывшая рыба или как поделить шоколадку»:

«…-Нет, Даняша, нет. Это на чёрный день.- Говорит папа и

предусмотрительно кладёт дольку шоколада в верхний шкафчик. – А теперь

– спать!» Но позже, вечером: «Странно, думаю я, но на всякий случай

включаю свет на кухне и вижу: мой младший предприимчивый сын, поставив

стул к шкафам, уже открыл дверки. Руки, как в «Ну, погоди», словно в охоте

за зайцем, задраны к верху. Что сделал бы нормальный ребёнок? - Стал бы

оправдываться, сконфузился бы, наконец, но этот театральный шкет делает

вид, будто бы меня не видит, он ещё комичней задирает руки и мультяшным

голосом поизносит: «Наконец-то этот чёрный день наступил!!!!» - И

молниеносным движением просто забрасывает шоколадку себе в рот. Затем

спокойно слезает со стульчика и проходит мимо меня, словно бы я -

приведение…..словно бы я ему снюсь…»

любознательностью

как Сэм в главе «Впечатления…»: «-В тот единственный раз. Мы ещё пол-

дня не могли остановить бормашины. Ваш Сэм вихрем носился по кабинету

и с вопросом: «А это что?», «А это что?» - нажимал все кнопки. Вы ушли, а

здесь ещё полдня всё жужжало и билось в проводах…»

непосредственностью и чувствованием людей

как Сэм в главе «Не Казанова...»:

«Помню, когда Сэмка был совсем маленьким - года четыре ему было, в лифт

к нам вошла элегантная дама. Сэм не сводит с неё глаз.

-Что ты так смотришь на меня, малыш?- Спрашивает она.

-Я вообще люблю красивых женщин, - Смело отвечает он.

-Спасибо, милый, я лет сорок не получала таких комплиментов…»

добротой и безусловной любовью к родителям

как у Дани в главе «Наша дача»: «Мы гуляли с вами (детьми) по всем

окрестным лесам и озёрам. И ты всегда в особо красивых местах спрашивал:

«Мамочка, тебе нравится эта лужайка? Я дарю тебе эту лужайку!» Так было с

лесами, полями, озёрами. До сих пор никто и не догадывается, что всё это -

мои владения.»

Все эти качества есть у детей с рождения. А поддерживать и развивать

их основная обязанность родителей и близких людей. Так как все знания о

себе (самовосприятие, самооценка) и окружающем мире ребенок получает от

близких людей (через них).

Маленький ребенок это не «маленький человек», это такой же человек как и

взрослый, только проживший меньшее количество лет и не успевший

получить жизненный опыт. У него такие же потребности и желания, как у

взрослого, просто он еще не умеет их четко определять у себя и выражать.

Поэтому еще одна обязанность родителей и близких это уважительное и

внимательное отношение к чувствам и потребностям ребенка. Помощь

ребенку в определении его собственных чувств и в формировании способов

их выражения. Что бы в последствии эти способы не противоречили

морально-этическим нормам общества, но и не ограничивали человека. А то

у нас в обществе распространено, коль уж мы говорим о мальчиках, такое

представление: «Мальчики не плачут», «Настоящий мужчина сдержан и не

истерит как баба». Конечно нет. Он «проглатывает» слезы, сдерживает в себе

злость, обиды, и умирает в сорок лет от инфаркта или употребляет алкоголь и

наркотики, страдает другими зависимостями.

Эта повесть начинается со слов: «Человеку даны от рождения два дара:

зависимость и свобода - поочерёдно от них отталкиваясь, он учится

жить.»

Действительно, маленький ребенок очень зависим от родителя. Родитель это

практически «ноги, руки и голова» ребенка в первый год жизни. Любовь и

мудрость родителей в том, что бы постепенно избавить его от этой

зависимости и «отпустить». Помочь вырасти свободной личности –

ответственной за себя, что бы в последствии не попадать в другие

зависимости (от чего либо или кого либо).

Равно как мальчикам, так и девочкам очень важна безусловная любовь к ним

родителей и близких, принятие их такими, какие они есть, а не за их заслуги и

достижения. Например, как бабушка Валя (глава «Твоя ладошка на стекле»)

прислушалась к внуку, которому всего то было 2 года и семь месяцев и

решила: « – Я слово дала Сёмке, что никогда пальцем его больше не трону.

Честное слово……………И она сдержала слово – ты знаешь, сынок.

Никогда баба Валя тебя больше не наказывала, так ругала иногда за дело, но

никаких ремешков, углов и прочей педагогической премудрости к тебе не

применяла. Даже когда заслуживал.»

Детям нашего автора повезло, что в детстве им встретились такие

люди, как например, гость бабушки Сарры почтенный профессор Дейч.

Который на переживания бабушки в момент прихода гостя: «мой внук, этот

противный мальчишка, снял с себя штаны, забрался на стол и навалил в

хрустальную большую пепельницу!» ответил с юмором: « это в мальчике

проснулась настоящая голубая кровь…..Оставьте его, Сарра Михайловна, у

этого философа большое будущее. Я знаю только одно - политэкономией он

никогда заниматься не будет, но он ещё подрастёт и всем нам устроит

настоящий эстетический шок. А это пока… репетиция».

Или врач стоматологической поликлиники (глава «Впечатления..»):

«….Но главное – темперамент! Когда вы у нас были…….Мы ещё пол-дня не

могли остановить бормашины. Ваш Сэм вихрем носился по кабинету и с

вопросом: «А это что?», «А это что?» - нажимал все кнопки. Вы ушли, а

здесь ещё полдня всё жужжало и билось в проводах…

-Извините.

-Да нет. Приятно было познакомиться с таким характером.»

А то можно на всю жизнь «остаться Мао Дзедуном» с подачи бабушки, даже

уже став «красивым большеглазым парнем, правда, всё равно с какой-то

странной раскосой посадкой глаз», вместо «эдакого….хитрющего

Одиссейя» (глава «Не Давид, а Мао Цзедун»).

Или помнить о себе в детстве по гениальному бабушкину стишку ( да простит

нас за критику бабушки автор):

«В кроватке стоял до неузнаваемости покусанный Даняшка и куксился – ему

было больно, но реакция бабушки его смущала: и он то поджимал губки,

чтобы заплакать, то растягивал их в улыбке. Я же, увидев его таким жалким,

заплакала сама, не разделив чувства юмора нашей бабули, и где-то даже

обиделась на её бесчувствие.

Но вечером над кроваткой Даняши уже висела стенгазета, на ней был

нарисован искусанный ребёнок и стихи:

Данька рано утором встал

Сразу всех нас испугал

Нос на попе, глаз на ухе –

его ночью ели мухи…»

(глава «Наша дача»)

Поскольку эти детские истории смешные, милые и в тоже время

содержательные, посвящены нам - взрослым, то по прочтении их, давайте

задумаемся о нашем умении любить и принимать детей.

Авторы Ольга Фармер и Светлана Байдакова

 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.