
«Нельзя уничтожить недостатки человека, не уничтожив его личность».
Андре Моруа
Метод психодрамы в лицах
Детская психология в преломлении взрослого слова
Путешествие в центр Вселенной
Детская психология в преломлении взрослого слова
В повести «Твоя ладошка на стекле». Детские истории для взрослых» автор
трогательно рассказывает историю появления на свет и детства своих детей -
сыновей, теперь уже двух молодых мужчин и подростка.
Детишки появляются на свет разными, такими беззащитными с ушками и
носиками, которые взрослому с ноготок, «беленькими» и «синенькими»,
похожими расой на родителей и нет, но все они в равной степени не
обременены видовым опытом и социальными нормами и правилами. Им еще
предстоит осваивать окружающий их мир и свой внутренний мир тоже.
Проходит несколько лет, они все еще беззащитны и не опытны, но уже
поражают родителей:
интуицией
как Марк в главе «Птица трисосиска».

«Мы гуляем по Ботаническому саду. Вокруг лес. Тропинки расходятся в
разные стороны и непонятно по которой идти….. Вдруг прямо перед тобой,
Маркуша, появляется маленькая птичка…. -Пойдём, она покажет нам дорогу
– говоришь ты.…… И мы действительно пошли на некотором расстоянии за
этой птахой. А она, на несгибаемых лапках попрыгает, обернётся на нас, и
опять прыгает себе вперёд. Пока не вывела нас к центральным воротам.
мудростью
как Сэм в главе «Твоя ладошка на стекле», где он говорит бабушке: «За что
ты меня наказываешь, я ведь только не хочу спать?» и бабушка
спохватывается: «Шестьдесят два года прожила, а ума не нажила! Когда я не
хочу спать – меня наказывают? – она опять всхлипнула.»
и философией
в главе «Хрустальный эстет»: «Сэмуля, я тебя накажу. Ты у меня сейчас
будешь искать пятый гол. А он, знаешь, что ответил? Нет, говорит, я лучше
найду шестое измерение…»
и как Марк в главе «Человек-это только свет»:
«Я подношу к его лицу чернильные руки в черных манжетах рубашки.
-Это. Что. Такое?
-Да какая разница, мам! - И он окатил меня своим синим взором. - Господь
всё равно видит только наш свет. А какие у нас руки и рубашки – ему всё
равно… А если Богу всё равно, то какая тебе разница?»
находчивостью
как Даня в главе «Бывшая рыба или как поделить шоколадку»:
«…-Нет, Даняша, нет. Это на чёрный день.- Говорит папа и
предусмотрительно кладёт дольку шоколада в верхний шкафчик. – А теперь
– спать!» Но позже, вечером: «Странно, думаю я, но на всякий случай
включаю свет на кухне и вижу: мой младший предприимчивый сын, поставив
стул к шкафам, уже открыл дверки. Руки, как в «Ну, погоди», словно в охоте
за зайцем, задраны к верху. Что сделал бы нормальный ребёнок? - Стал бы
оправдываться, сконфузился бы, наконец, но этот театральный шкет делает
вид, будто бы меня не видит, он ещё комичней задирает руки и мультяшным
голосом поизносит: «Наконец-то этот чёрный день наступил!!!!» - И
молниеносным движением просто забрасывает шоколадку себе в рот. Затем
спокойно слезает со стульчика и проходит мимо меня, словно бы я -
приведение…..словно бы я ему снюсь…»
любознательностью
как Сэм в главе «Впечатления…»: «-В тот единственный раз. Мы ещё пол-
дня не могли остановить бормашины. Ваш Сэм вихрем носился по кабинету
и с вопросом: «А это что?», «А это что?» - нажимал все кнопки. Вы ушли, а
здесь ещё полдня всё жужжало и билось в проводах…»
непосредственностью и чувствованием людей
как Сэм в главе «Не Казанова...»:
«Помню, когда Сэмка был совсем маленьким - года четыре ему было, в лифт
к нам вошла элегантная дама. Сэм не сводит с неё глаз.
-Что ты так смотришь на меня, малыш?- Спрашивает она.
-Я вообще люблю красивых женщин, - Смело отвечает он.
-Спасибо, милый, я лет сорок не получала таких комплиментов…»
добротой и безусловной любовью к родителям
как у Дани в главе «Наша дача»: «Мы гуляли с вами (детьми) по всем
окрестным лесам и озёрам. И ты всегда в особо красивых местах спрашивал:
«Мамочка, тебе нравится эта лужайка? Я дарю тебе эту лужайку!» Так было с
лесами, полями, озёрами. До сих пор никто и не догадывается, что всё это -
мои владения.»
Все эти качества есть у детей с рождения. А поддерживать и развивать
их основная обязанность родителей и близких людей. Так как все знания о
себе (самовосприятие, самооценка) и окружающем мире ребенок получает от
близких людей (через них).
Маленький ребенок это не «маленький человек», это такой же человек как и
взрослый, только проживший меньшее количество лет и не успевший
получить жизненный опыт. У него такие же потребности и желания, как у
взрослого, просто он еще не умеет их четко определять у себя и выражать.
Поэтому еще одна обязанность родителей и близких это уважительное и
внимательное отношение к чувствам и потребностям ребенка. Помощь
ребенку в определении его собственных чувств и в формировании способов
их выражения. Что бы в последствии эти способы не противоречили
морально-этическим нормам общества, но и не ограничивали человека. А то
у нас в обществе распространено, коль уж мы говорим о мальчиках, такое
представление: «Мальчики не плачут», «Настоящий мужчина сдержан и не
истерит как баба». Конечно нет. Он «проглатывает» слезы, сдерживает в себе
злость, обиды, и умирает в сорок лет от инфаркта или употребляет алкоголь и
наркотики, страдает другими зависимостями.
Эта повесть начинается со слов: «Человеку даны от рождения два дара:
зависимость и свобода - поочерёдно от них отталкиваясь, он учится
жить.»
Действительно, маленький ребенок очень зависим от родителя. Родитель это
практически «ноги, руки и голова» ребенка в первый год жизни. Любовь и
мудрость родителей в том, что бы постепенно избавить его от этой
зависимости и «отпустить». Помочь вырасти свободной личности –
ответственной за себя, что бы в последствии не попадать в другие
зависимости (от чего либо или кого либо).
Равно как мальчикам, так и девочкам очень важна безусловная любовь к ним
родителей и близких, принятие их такими, какие они есть, а не за их заслуги и
достижения. Например, как бабушка Валя (глава «Твоя ладошка на стекле»)
прислушалась к внуку, которому всего то было 2 года и семь месяцев и
решила: « – Я слово дала Сёмке, что никогда пальцем его больше не трону.
Честное слово……………И она сдержала слово – ты знаешь, сынок.
Никогда баба Валя тебя больше не наказывала, так ругала иногда за дело, но
никаких ремешков, углов и прочей педагогической премудрости к тебе не
применяла. Даже когда заслуживал.»
Детям нашего автора повезло, что в детстве им встретились такие
люди, как например, гость бабушки Сарры почтенный профессор Дейч.
Который на переживания бабушки в момент прихода гостя: «мой внук, этот
противный мальчишка, снял с себя штаны, забрался на стол и навалил в
хрустальную большую пепельницу!» ответил с юмором: « это в мальчике
проснулась настоящая голубая кровь…..Оставьте его, Сарра Михайловна, у
этого философа большое будущее. Я знаю только одно - политэкономией он
никогда заниматься не будет, но он ещё подрастёт и всем нам устроит
настоящий эстетический шок. А это пока… репетиция».
Или врач стоматологической поликлиники (глава «Впечатления..»):
«….Но главное – темперамент! Когда вы у нас были…….Мы ещё пол-дня не
могли остановить бормашины. Ваш Сэм вихрем носился по кабинету и с
вопросом: «А это что?», «А это что?» - нажимал все кнопки. Вы ушли, а
здесь ещё полдня всё жужжало и билось в проводах…
-Извините.
-Да нет. Приятно было познакомиться с таким характером.»
А то можно на всю жизнь «остаться Мао Дзедуном» с подачи бабушки, даже
уже став «красивым большеглазым парнем, правда, всё равно с какой-то
странной раскосой посадкой глаз», вместо «эдакого….хитрющего
Одиссейя» (глава «Не Давид, а Мао Цзедун»).
Или помнить о себе в детстве по гениальному бабушкину стишку ( да простит
нас за критику бабушки автор):
«В кроватке стоял до неузнаваемости покусанный Даняшка и куксился – ему
было больно, но реакция бабушки его смущала: и он то поджимал губки,
чтобы заплакать, то растягивал их в улыбке. Я же, увидев его таким жалким,
заплакала сама, не разделив чувства юмора нашей бабули, и где-то даже
обиделась на её бесчувствие.
Но вечером над кроваткой Даняши уже висела стенгазета, на ней был
нарисован искусанный ребёнок и стихи:
Данька рано утором встал
Сразу всех нас испугал
Нос на попе, глаз на ухе –
его ночью ели мухи…»
(глава «Наша дача»)
Поскольку эти детские истории смешные, милые и в тоже время
содержательные, посвящены нам - взрослым, то по прочтении их, давайте
задумаемся о нашем умении любить и принимать детей.