Психодраматургическое путешествие души по следам собственной зависимости

по следам собственной зависимости...

«Нельзя уничтожить недостатки человека, не уничтожив его личность».

Андре Моруа



Метод психодрамы в лицах
Детская психология в преломлении взрослого слова
Путешествие в центр Вселенной

Вступительное слово


Мы оказываем психологическую помощь как в рамках индивидуального, так и парного, семейного консультирования и психотерапии и придерживаемся принципа единства Души, Разума (Ума) и Тела. Именно этим созвучием отличаются книги Галины Барышниковой, в них, как в учебнике с иллюстрациями, видны взаимосвязи поведения и мотивации героев. Это своеобразный сюжетный учебник психологии и психотерапии.

Напомним, что психотерапия подразумевает исследование и трансформацию личностного мировоззрения и предполагает большее количество встреч.

Наша работа основана на строжайшей конфиденциальности и взаимном доверии. Мы создаем условия для эффективного решения психологических проблем при помощи различных современных технологий, в то же время наши знания базируются на классических психотерапевтических подходах. И здесь, на страницах этой книги мы увидели сокровенный разговор автора со своим читателем, его конфиденциальность, не смотря на развернутую возможность обращения сразу ко всем одновременно. И встречи тут случаются на каждой странице.

Так же хочется особо отметить художника этой книги - Светлану Мурзину, её рисунки тонко психологичны и удивительно созвучны тексту.

Мы, как психологи, в своей работе предлагаем комплексный подход в решении проблем. И не забываем о том, что если не обращать внимание на эмоциональный дискомфорт, он может превратиться в «панцирь души», а затем и «в панцирь тела» (В. Райх). Именно потому наш тендем с автором этой книги рассматривается нами, как проявление эмоционального внимания как к читателям этой книги, так и к нашим клиентам- потенциальным читателем книг серии «Психология в лицах».

Метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица». Мы принимаем клиента вместе (Ольга Фармер и Светлана Байдакова) попринципу «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что такой способ ведения терапии называется котерапия. В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Специфика нашей профессии заключается в том, что наши профессиональные знания, профессиональная рефлексия и мировоззрение в целом тесно взаимосвязаны, влияют и дополняют друг друга. И личность психотерапевта, в психотерапевтическом альянсе, наряду с профессиональной подготовкой, играет немаловажную роль. Поскольку в процессе психотерапии участвуют как минимум две Личности, в нашем случае три, то нам кажется, важным донести до нашего клиента не только каким методом мы работаем, но и наш личностный взгляд, и наше отношение к человеку в целом.

Нам близко определение личности по Собчик: «Личность - это, открытая внешнему опыту саморегулирующаяся, динамичная система». И мы бы сверх того добавили от себя, что личность-это еще и континуум положительно – отрицательных качеств. Ведь не зря говорят о том, что недостатки человека – это продолжение его достоинств, или наоборот, достоинства – продолжение недостатков. И разрушив одну из сторон этого континуума, мы разрушим Личность как таковую. Эта же мысль заложена в народной мудрости: «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня и так полюбят».



«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай – это две половины души.

Омар Хайям


А целостность человека – это его стержень, внутренняя опора, это его сила, и если хотите вера, в первую очередь в самого себя. А если одним словом, то это все про ее величество Уверенность. И Уверенность, прежде всего в том, что у него есть «и беленькое, и черненькое». И обе эти стороны не только хорошо знаемы, но приняты и им оказано почтение и Любовь. В словарях Уверенность описывается, как «психическое состояние, при котором человек считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека». Только находясь в полной гармонии, прежде всего с самим собой, человек обретает то самое счастье, за которым люди отправляются За Тридевять Земель или как герои первой книги Галины Барышниковой «Прейскурант возможностей», стоят на перепутье своих дорог, а во второй- «Мастерская сновидения»- отправляются в далекое странствие на край своей души, в поисках обретения себя.


Целостность Личности невозможна без целостности и единства Души, Тела и Ума. Из этих трех универсальных составляющих, пожалуй, самым узнаваемым для нас является Тело. Вернее то, что мы с утра видим в зеркале - наше отражение, как оболочка. Есть такое общее знание о том, что за телом, чтобы оно правильно функционировало, надо ухаживать. И здесь уже возможны вариации на тему. Кто-то ухаживает за самой оболочкой, кто-то чистит ее изнутри, кто-то обращает внимание на тело, когда оно отказывается выполнять поставленные задачи, а кто-то благополучно пропускает и этот момент. Во второй своей книге «Мастерская сновидения», Галина Барышникова как раз и показывает эти путешествия души и тела через приключения своих героев. То это прямое разделение, а потом и соединение трех составляющих: души,тела и ума(сам роман «Мастерская сновидения»), то это взгляд на тело сверху, через появление персонажа - Автор (повесть «Авторская сцена»), то это «Книга Странствий», где прямо показано, как изменение тела в земных путешествиях, влечет за собой перемены в небесных, тонких телах души человека, оказывает влияние на его ум и эмоции.


Тело мы можем померить, взвесить, сделать ультразвук, сдать анализы и тогда станет понятно, что лишнее, а чего не хватает. Более того, социумом приветствуется забота о теле, об этом принято говорить. Изобретён спорт, где наглядно демонстрируются возможности развитого тела. Как и последствия его ненормированного использования…


Про Ум мы вроде тоже достаточно знаем, как можно его померить с помощью различных тестов. Хотя здесь есть своя особенность- Ум как таковой потрогать невозможно. Можно только увидеть его плоды. Но вот исследовать сам мозг, дело сейчас достаточно доступное, и выпить таблетку, чтобы лучше функционировал, вполне реально. Интеллект это то, что в социуме принято «развивать». Но чаще всего развивают его рациональную часть, а эмоциональную оставляют нетронутой. Очень тонко сформулировал Аристотель 2300 лет назад, когда призывал «с умом управлять своими чувствами». Если рациональный интеллект является фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха в целом. Эмоции являются особой формой психического отражения, которые отражают не объективные явления, а субъективное к ним отношение. И здесь невозможно переоценить влияние искусства. В цикле рассказов «Сны» Галина Барышникова показывает нам, как велико эмоциональное влияние на события в жизни человека («Лекарство от скуки», «Жучик», «Жесты»)


«….Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.» - говорил Белинский.


Душа -третья составляющая, и здесь нужно признать, что её ни потрогать, ни протестировать не удастся. Эта область, где мы к себе прикасаемся еле-еле. И сами для себя являемся большой неожиданностью…Помимо того, что Душа - это категория философская и религиозная, она еще и измерениям поддается условно. Принято считать, что Душа есть, что человек может быть большой Души, или тщедушный… - И всё? Мы как психологи, т.е. душеведы или психотерапевты – целители души, (что тоже не легче) должны иметь ответы именно на все случаи жизни. К нам приходят люди с просьбой о помощи, чтобы на Душе стало легче, а то счастья в жизни нет, говорят они. И мы начинаем вместе искать эти ответы. Вот тут как раз к нам приходит искусство, когда можно сослаться на книги, картины, музыку, фильмы и проиллюстрировать то, до чего рукой не дотянуться...

И что бы было понятно, чем занимаются психологи, мы хотим предложить свое видение данной темы, ни в коем случае не претендуя на истину... Сразу хотим оговориться, что мы с большим уважением и почтением относимся к религиозным толкованиям о Душе, и эта сторона вопроса нами не только не оспаривается, но даже не затрагивается. В молитвослове в исповедание грехов написано: «Исповедаю Тебе Господи Богу моему и Творцу …., вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в предшедшие дни и нощи, делом, словом, помышлением, объедением, пиянством, тайнодеянием, празднословием, унынием, леностью, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, …., ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевные вкупе и телесными….».


Посмотрите, как точно определены соплетения телесного и духовного….И ещё одно попутное замечание - грех переводится как промах, т.е. промахнувшись раз, человек вполне может натянуть тетиву заново и выстрелить в цель, т.е. избежать вторичного промаха. А значит, обойти грех. Исправиться. Осознать, проанализировать,покаяться, простить.

Интересно, что, работая с клиентом на темы, не касающиеся Души, в конце сессии мы слышали, что: «На Душе стало легче», «От души отлегло», «Душа радуется». И в этом случае, для нас близко определение не только старой психологии, что Душа «является внутренним психическим миром человека, что это совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека». Но и старославянской – Доуша, и греч.- anima – совокупность психических явлений (т.н. витальная душа, внутренний мир человека). А мы как раз и являемся специалистами по внутреннему миру человека. С какой бы проблемой не обратился человек, речь всегда идет о его внутреннем мире. О его знакомстве с этим внутренним миром и его принятием. Основа любого взаимодействия - это откровенность и искренность. Только что мы откровенно, искренне и кратко изложили свой взгляд на свою деятельность, а теперь немного о методе, которым мы работаем и который наглядно продемонстрирован всеми книгами Галины Барышниковой.


Метод психодрамы, которым мы работаем, мы называем инструментом, и считаем его уникальным, и благодарны, старику Морено, за его создание. Уникальность этого метода заключается в том, что он позволяет безболезненно прикоснуться ко всем трем составляющим (Тело, Душа, Ум) и помочь им исцелиться. Психодрама позволяет повернуться лицом к «боли и дает возможность перестать ее вытеснять, принять наш общий и свой частный человеческий опыт, научиться оплакивать потери и не за себя одних» (К. Михайлова). Удивительно то, что изначально ничего о психодраме не зная, Галина Барышникова написала самые настоящие психодраматические произведения, такую своеобразную психодраматическую мозаику, где явно проглядываются такие проблемные моменты современности, как зависимлсть и со-зависимость.


Самая уникальная терапевтическая возможность психодрамы заключается в том, что она позволяет перейти в «сверхреальность». Это такая ситуация, или такое пространство, где могут происходить самые фантазийные вещи, которые «никогда не происходили, не произойдут, и не могут произойти» (З. Морено). В этой реальности происходят встречи с людьми, которых никогда не было (например, неродившиеся дети), или которые давно ушли (умершие близкие люди). Это дает уникальную возможность сказать слова, которые никогда не были сказаны, попрощаться, оплакать, закончить отношения, проститься, с любовью отпустить, и идти дальше. Это позволяет в сценическом действии встретиться со своими чувствами, даже самыми «неприличными», страхами, запретными желаниями.


И, конечно же, это счастье быть автором и самому, без психологов пройти этот опыт, да еще и провести по нему своего читателя.


Еще одной уникальностью психодрамы является «теле» принцип (совокупность чувственных отношений между всеми участниками). В работе это похоже на «передачу мыслей или информации на расстоянии».


Еще одним уникальным терапевтическим действием является обмен ролями. Такой обмен позволяет человеку (протагонисту) взглянуть на «мир глазами другого человека», или посмотреть на себя глазами своего тела, симптома, проблемы, чувства, состояния… Это удивительная возможность посмотреть на себя более объективно. «Обмен ролями – это путь, который выводит человека за привычные ограничения эгоцентризма» (Blanter and Blanter 1988). На этом уникальность психодрамы не заканчивается, т.к. существует такой технический прием, как дублирование. С помощью эмпатической связи, дубль может почувствовать и выразить те чувства протагонискта, которые тот в себе подавляет. Это дает возможность расширить и углубить знания о себе. Создатель психодрамы «считал ее наукой, которая ищет истину драматическим способом». А, значит, - Будем жить! И будем жить полной жизнью, осознанной жизнью, радостной жизнью… Мы выбираем жизнь! Ведь без принятия всех наших «беленьких» и «черненьких» сторон, невозможно разрешить ни внутренних конфликтов, ни тех, которые находятся снаружи. Будь то конфликты в семье, на работе, или просто транспорте. Если мы не оседлаем наших белых и черных скакунов, то вряд ли жизнь у нас будет полноценной, и вряд ли мы догоним наше вечно ускользающее счастье…



Метод психодрамы в лицах


Мы, как практикующие психологи, сразу увидели эту стройную линию между «Снами» Галины Барышниковой и её «Книгой странствий». Это связь между телесными впечатлениями и духовными решениями.


Мы поняли, что вся вторая книга этой серии «Психология в лицах» - «Мастерская сновидения», по сути, состоящая из пятикнижия: романа «Мастерская сновидения», повести «Авторская сцена: Я выбираю жизнь!», цикла рассказов «Сны», венка новелл «Книга странствий» и детских рассказов для взрослых «Твоя ладошка на стекле»- по сути, единое произведение. Оно начинается с метафизического путешествия героев, продолжается погружением в их собственное подсознание под верховным наблюдением Автора, углубляется вхождением в область снов с обретением внутренних метафор и расширяется горизонтами собственного сознания - от трансформации внешнего пространства до осознания своих корней... И, наконец, читатель вместе с автором возвращается в сутевые точки планеты Земля: Россия, Израиль, Сербия, Франция, Турция-Греция... Чем же заканчивается эта пятистопная книга? Чем заканчивается этот полёт фантазии? -А заканчивается он обращением в детство: в собственное, в детство своих детей, в послание к детям своих детей, если они этого захотят... Если захотят продлить эту спираль познания дальше... прорабатывая собственный опыт, иллюстрированный своими ошибками и победами, осознанием причин и следствий...

Недаром эта книга заканчивается словами: «И я поняла про себя: и камень, и жажду нужно принимать с благодарностью…

Ты выбираешь ЖИЗНЬ? - Ты выбираешь тень?



Повесть «Авторская сцена»


Данные Рассказы, можно принять за личную исповедь Автора (несмотря на то, что они вымышленные). Несмотря на вымышленность героев, они внекоторой степени, знакомы нам всем. Знакомы через определенные паттерны поведениячерез определенно созданные образы, они не изображают каких то конкретных людей, а описывают способы и модели поведения, которые свойственны многим из нас, что делает их особенно узнаваемыми, родными и сильно любимыми, или горячо ненавистными.

Возможно, найдется достаточное количество людей, которые смогут идентифицироваться с переживаниями Автора и прочитать его опыт, как свой

собственный. Тогда этот рассказ для Вас, уважаемый читатель.


Нашу задачу, как психологов, мы видим в том, чтобы показать «второе дно» данного рассказа, или если хотите стать невидимой лупой, для того, чтобы наш уважаемый читатель, смог увидеть «подстрочные камни», которые так тщательно замаскировал Автор. И мы надеемся, что наша совместная работа даст Вам возможность лучше понять себя, свое поведение и стоящие за этим чувства и установки.Самая подходящая среда для человека — это человеческое окружение. Первые и самые важные люди, которые нас окружают это - наши родители. Они оказывают огромное влияние на нас, так как учат нас вести себя определенным способом, чувствовать себя определенным способом, приводить себя в порядок определенным способом. За пределами наших семей на нас оказывают большое влияние различные организации. Опыт взаимодействия с такими учреждениями может поселить в нас серьезные сомнения в своей уверенности, способности управлять собственной жизнью, беспомощностью перед авторитетом или зависимостью от него. Поэтому лучшим способом оградить себя от влияния других людей на нашу жизнь — это понимание того, как наше окружение влияет на наши внутренние силы и то, как мы сами позволяем им это делать.


Давайте внимательно присмотримся к героине нашего рассказа Анн или Анне. В самом начале повествования открывается мотив всего рассказа — Одиночество, который затем тщательно скрывается за многими сюжетами и хитросплетениями узоров судьбы. Душа, которая имеет огромное количество ресурсов и возможностей, чувствующая свою бесконечность, не использует

этих ресурсов, а ограничивает себя видением «в любом новом деле она

неизменно видела перепевы старых и уже знакомых ей мелодий предчувствий», испытывая «безумную скуку», «словно уже и не надо было

жить, достаточно только себе все это представить, додумать и приснить».


Так часто случается, что чувство Одиночества бросает нас в объятья тех людей, рядом с которыми мы быть не стремимся. Уходя от одних подобных

по следам собственной зависимости...

отношений, мы оказываемся в точно таких же, только еще более запутанных.

Есть ощущение, что «разошелся навсегда, а неведомым образом судьба сводит их снова, и эти круги и пересечения линий, эти временные касания и являются лабиринтами нашей вечности». Вечности под названием Зависимость. Очень не хочется признаваться в том, что эта страшная болезнь имеет отношение к кому то из нас, но Отрицание ( «она не хотела вспоминать, и даже говорить со мной на эту тему») это основной механизм поддержания этой ловушки, и для того, чтобы избавиться от нее, необходимо признаться, что мы отрицаем очевидные вещи и предпочитаем оставаться в иллюзиях лишь бы защитить себя от невыносимых и болезненных чувств, таких как Гнев, Страх, Стыд, Вина, Отвращение, Отчаяние, Неприязнь,и Жалость к другим, Беспомощность, Неуправляемость, Неконтролируемость. Этот механизм защиты влечет за собой не менее мощное бессознательное желание


Властвовать. С самого начала Автор противоречит сам себе, и в конце мы узнаем почему это происходит. Он пишет, что «в ее сознание уже вошла наблюдательность и она стала связывать между собой разрозненные события — то есть сознательно плести узор своей жизни» и в то же время: «Что с нею происходило — она не понимала, но очень страдала от того. Чувство Беды

не уходило. Она даже не помнила, когда оно поселилось у нее впервые».

Первые слова нашей героини, которые мы «подслушали» вместе с Автором были: «Отец мой, - говорила она, - я Виновата, потому что столько лет прошло, а забыть и простить не могу. В душу мою вошел соблазн сомнения. Я не могу больше ему верить. И даже не хочу ему больше верить. Я вообще больше ничего не хочу». В этом и заключается парадокс Зависимости, что героиня винить себя в тех чувствах, которые она испытывает по

отношению к человеку совершившему предательство. Но из за страха

Одиночества она предпочитает оставаться в этих разрушительных для обоих отношениях. Конфликт между истинными чувствами, ее убеждениями и поступками и вызывает чувство Беды. К огромному сожалению благородные мотивы иудейско-христианской этики не могут полностью объяснить поведения многих женщин, которые предпочитают страдать, терпеть

и выбирать своими партнерами мужчин жестоких, зачастую равнодушных страдающих зависимостями и не способных ни на Любовь ни на Близость.

«Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливаю взаимоотношения друг с другом. Поскольку ни один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга, как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, потому что они всегда сосредоточены на другом человека и на том, что может случиться. Это ведет к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом. Обвинять в своих проблемах друг друга, а также надеяться, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнер. В таких случаях люди не сосредоточивают внимание на своих внутренних ощущениях и саморазвитии. Фокус всегда находится вовне, а не внутри» («Освобождение созависимости.» Б. Уайнхолд. Д. Уайнхолд). «Мы остановились на том, что чувство беды не оставляло...» нашу героиню. Ее тело всячески подсказывающее ей, что с ее жизнью что-то не так, остается без внимания. Фокус внимания переносится на другого человека, а не на причины собственной зияющей пустоты.


Автор претендует на то, что он отгадал ее чувства, но при этом остается только лишь на поверхности, не заглядывая глубже, так как с самого начала он предупредил о том, что он это и есть наша героиня, ну или наоборот. И ему, как ее части страшно заглядывать на ту территорию, которая находится в Тени и старательно скрывается прежде всего от его же собственных глаз.

Самая тяжелая борьба это человека с самим собой, особенно с теми чувствами, которые приходят. Возможно, признай наша героиня, что остывшая Любовь — это Ненависть, которая поселилась в ее душе после измены, и страх перед Одиночеством, не дающим признаться в этом самой себе и своему мужу. И каждый раз, сталкиваясь со своей Ненавистью, наша героиня подменяет ее Ревностью, так как находит утешение в том, что это может быть связующая нить.Чтобы избегать своих чувств наша героиня предпочитает уходить от разговора про эти самые чувства, или «чтобы притупить себя, она играла в игру: это чужой муж, это сосед по квартире, это брат моего отца....», «пускала мысли по другому руслу....». Роман – это еще один герой данной повести, удивительная копия нашей героини Анн, только занимающий другую позицию — позицию Власти. Знакомство с ним начитается с претензии к кому-то: «Хоть бы фонарей, что ли понаставили». Дальше мы читаем его мысли с самим собой, где наш герой сначала представляет себя то в роли Жертвы, то Спасателя, то Преследователя. Чтобы не оставаться в разрушительных отношениях, он так же как и наша героиня спасается бегством, только другими способами — уходя головой в работу, заводя себе любовниц. Что является очень хорошей подпоркой, или третьей ногой, чтобы не развалился их брак.

Обычно что-то третье в отношениях оттягивает на себя ту энергию, которая призвана разрушить неудовлетворительные отношения. Это не оправдание, а как некий факт или способ ухода от негативных эмоций. Это тоже самое как и наркотические средства или алкоголь, которые призваны изменить сознание, только не позволить себе чувствовать то, что не можешь дочувствовать. Это та крайняя форма зависимости, которую мы видим у еще одного героя рассказа — Анатолия. Автор ярко описывает предостерегающую «цветовую

составляющую» этого человека. Но, несмотря на ощущение «спертой тучи безысходности» и «почувствовать тот же Буроцвет», наша героиня предпочитает не замечать сигналов своего тела. Она дала возможность этому человеку поймать себя на крючок зависимости. И только счастливый случай дал ей возможность, хотя и очень болезненную, не сворачивать горы

ради него и не останавливаться ни перед чем, даже перед пропастью в которую он тащил ее с бешеной скоростью.Но другие отношения, которые переродились в равнодушие и безразличие, наша героиня

оставить не смогла, слишком сильны собственные установки «перед любыми незаконными чувствами» и Страх перед Одиночеством. Наша героиня пользуется всеми подручными способами: создает «искусственную дистанцию», обязывает себя сохранить дарованное им чувство, забывая о том, что из чувства долга или обязательства любить невозможно.


Лейтмотивом всего этого рассказа является типичный вывод делаемый человеком, чтобы поддержать свое лицо - «Прими, молчи, смирись» (не чувствуй, не думай, не говори). Чувствуй себя виноватой, «прости его, попробуй понять его, переступи через себя, а главный показатель, что ты права — Тишина» = Пустота. Тем самым Автор запускает нашу

героиню на очередной круг Одиночества на двоих, где обоим героям все более и более сложно будет иметь дело со своими реальными потребностями и чувствами, вовлекая в дурную бесконечность своих детей. Забывая о том, что самое главное в браке это эмоциональная связь, которая лежит в основе близких и длительных отношений. Что близкие отношения возможны только в безопасной привязанности друг к другу, которая порождает эффективную взаимозависимость. Автор в конце своего повествования дает характеристику самому себе - «я же тихая тень», что можно перевести как — не принимаемая часть психики, вытесненная в бессознательное и является полной противоположностью сознательному Эго. Она призвана менять свойства

предмета и переводит все в символическое описание. Подчиняясь ей мы остаемся в зависимости от нее и уже сами оказываемся поглощенными ею. И случается так, что наша Тень начитает выбирать за нас людей, с которыми мы бы не хотели оказаться рядом.

А может, где-то рядом, совсем рядом, прямо за поворотом не Тень, а настоящая Жизнь?


Авторы Ольга Фармер и Светлана Байдакова

 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».