Развитие истории по спирали (трансгенерационные связи и передачи)


Развитие истории по спирали (трансгенерационные связи и передачи)

Повторение ценностей, чувств, поведения из поколения в поколение в семейных системах.



В пьесе (драме) «Отзови своих солдат» наш автор Галина Барышникова как всегда очень мастерски увлекает нас в вечную и загадочную тему «развития истории по спирали», повторения ценностей, чувств, поведения людей из поколения в поколения, минуя столетия и тысячелетия.

Мы наблюдаем разворачивающиеся события связанные с взаимоотношениями в двух семьях, в двух семейных системах как сказали бы семейные психологи. Потому что семья это система, в которую люди объединены прежде всего эмоциональными связями (душевными). По своей сути семья конечно же договор (контракт), но прежде всего на удовлетворение чувственных потребностей. Семья это место, куда человек может прийти в любом эмоциональном состоянии и по возможности будет принят таким, какой он есть. Конечно, есть и другие объединяющие факторы: финансовые, статусные, социальные, общие интересы, для кого то - общие дети, но суть семьи - обеспечение и поддержка душевного комфорта ее членов.

Мы не знаем причин, по которым Король Лир не поверил истинным чувствам своей дочери Корделии – бескорыстной любви и преданности, а повелся на лесть и притворство Гонерильи и Реганы - других дочерей. С психологической точки зрения единственная причина – неумение определять свои собственные чувства и как следствие неумение распознавать чувства других людей.

Граф Кент говорит Королю:

«Подави Злость безобразную. Ручаюсь жизнью,

У младшей дочери любовь не меньше.

Не бессердечны те, чей слабый голос

Притворства не знавал.»

Но Король настаивает на своем. Конечно социальная роль – король, она не способствует проявлению чувств, она про ответственность, охрану границ, управление людьми. Участие в войнах вообще притупляет чувства. А во времена Короля Лира можно было большую часть жизни провести на войне. Там не до тонких материй – душевности, там главное обеспечение потребности в самосохранении (прежде всего сохранности физической). У короля – еще плюс, ответственность за всех своих подчиненных. Можно быть прекрасным королем с точки зрения выполнения королевских обязанностей и служения долгу перед другими людьми и страной, но при этом так и не узнать самого себя – не освоить свою душевность.

Только после изгнания из собственного дома, одиночества и скитаний, когда жизнь заставила обратить внимание на самого себя, Король Лир признает:

«Приветствую, мой рыцарь.

Спаситель дочери и глупого шута,

Себя считающим властителем вселенной,

Но, воспитавшего несчастных дочерей…

Три сердца были дадены и что же?

Что сделал с ними я?

………………….

Себя любившего

И в гордости и в гневе

не могшего себя в ладонях удержать.

Прости и ты меня.»

Что же такого в том, что родные, близкие люди расстались? Дело в том, как они расстались. Если расставание честно обсуждено, проходит на спокойном эмоциональном фоне и люди остаются в контакте, не рвутся родственные связи, детям объясняется обоими родителями, что происходит, то может быть и ничего страшного. Но давайте посмотрим как это происходило у наших героев.

Король Лир - Корделии:

«Вот отрекаюсь я забот отцовских,

Родную близость крови отвергаю,

И объявляю я тебя чужою,

Отныне и до века! Дикий скиф

Иль тот, кто дряхлых дедов поедает,

Свой голод утоляя, будут ближе,

Роднее, дружественней и приятней,

Чем ты, когда-то дочь.»

Король Лир о Корделии:

Король Лир Французскому королю о Корделии:

«…Нарушил бы любовь к вам,

предлагая То, что не мило мне.

Прошу, найдите для чувства более достойный путь,

Чем этот выродок, кого природа сама стыдится.»

Это пример абсолютного исключения из семейной системы одного из ее членов - отвержение человека. А дальше, наличие отвергнутого будет «витать» в атмосфере семейной системы, хотят этого другие члены системы или не хотят. Отвергнувший будет стараться замалчивать, запрещать и скрывать информацию о нем. И чем старательнее он будут это делать, тем дольше отвергнутый будет «оставаться» в системе. Психологам известна одна закономерность: чем больше человек что то не принимает, отрицает, тем больше он оказывается эмоционально «привязанным» к этому, т.к. уделяет много внимания, думает, «включается» в отрицаемое, при этом желая его понадежнее скрыть. В итоге самой большой привязанностью становится отвергаемое и информация о нем транслируется следующему поколению практически неосознанно (бессознательно). А способом «привязки» служат такие чувства как вина, стыд, страх разоблачения и т.п. Так рождается «семейный призрак» - это метафорическое понятие было введено представителями психоаналитического направления в семейное терапии Н. Абрахамом и М. Терек: «призраком» является тот предок, неразделимая связь с которым не осознается, но поддерживается и передается из поколения в поколение в виде «белых пятен», «тайн», «недоговоренности» и т.д.

Таким образом оказывается, что тема межпоколенных трансляций и передач является основной психологической темой данной пьесы.

Наш автор не случайно сделала одним из главных героев пьесы Короля Лира. Еще основоположник психоанализа З. Фрейд и К. Г. Юнг выдвигали идеюо существовании межпоколенной связи, которая представляет собой передачу предками и принятие потомками идей, образов, переживаний, чувств и т. д. Согласно К. Г. Юнгу, коллективное бессознательное существует вне всякого индивидуального личного опыта. В нем аккумулирован весь человеческий опыт, который представлен в архетипических образах и моделях, передаваемых от поколения к поколени. Архетипы являются основой общечеловеческой символики мифов, сказок, художественных текстов. Король Лир самый что ни наесть архитипический персонаж, пронёсший через тысячелетия пример отвержения человека в семейной системе. Читая его историю, очень многие узнают в ней историю своей семьи, своих предков. Следует отметить, что это не только поучительный, но и полезный пример. Хотя бы одна из дочерей (один из членов семейной системы), оказалась способной любить Короля Лира просто потому, что он ее отец, близкий человек, а не за звания и богатство. Она способна, благодаря своим душевным качествам, не ввязываться в “грязную игру” своих сестер – не поддаваться зависти, злости, мести, соперничеству, обиде. Может быть этому ее научила мать – Королева? О которой данная история умалчивает, но Король Лир говорит Корделии:

«Как ты на мать похожа.

Я перед ней виновен.

Ты простишь?

Она простила бы…»

Следующими словами Корделия как бы отвечает отцу:

«Мы дома. Нет войны. Сейчас мой муж пребудет

Приветствовать тебя, воинственный король.

Король Лир:

Меня? Что сделал я, дитя?

Раздал свои владенья

Бестыдным дочерям,

А ангела прогнал!

Что сделал я?

Корделия:

Вы победили бурю.

В душе своей. А позже и в степи.»

По идее Э.Берна (основатель транзактного анализа) межпоколенная передача это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего «образа» будущей взрослой жизни – судьбы «победителя», «побежденного» или «неудачника». Истоки многих жизненных сценариев, по Э. Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Так, например, он отмечает, что истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей тех семей, у которых прослеживается в письменном виде вся история их предков наподобие того, как это делается у королей. Надеемся, что Корделия транслировала своим детям позитивные жизненный сценарий. Так как еще одна представительница психоаналитического направления в семейной терапии Ф.Дольто выдвинула предположение о существовнии прочной связи между бессознательным матери и бессознательным ребенка, еще находящегося в ее утробе. Ребенок уже в этот период, по мнению автора, знает, угадывает и чувствует вещи, относящиеся к его семье на протяжении нескольких поколений.

Теперь обратим внимание на другую главную героиню пьесы – нашу современницу Лару. Что же произошло в ее семейной системе? Как же проходило ее расставание с мужем?

Муж Лары - Лев практически лишает ее жилья. Он шантажирует Лару их общими детьми. Но главное, что он стремиться забрать детей себе.

«Лев: Могу… еще как могу… Ты даже не представляешь себе как я могу! Я тебя еще и родительских прав лишить могу. Так что давай, лучше ставь свою закорюку, и расходимся по домам…

Ты показала, что не способна воспитывать детей……….

Ты потеряла дом и детей навсегда! Твое место – забытый холмик на помойке, знай это!......»

Муж с женой расставшись, никогда не перестанут быть папой и мамой своим общим детям – это уже навсегда. Лев, пытаясь забрать детей в свою новую семью и лишая их общения с матерью, совершает подмену. Дети могут принять новую маму, но с какими чувствами они это будут делать? Из страха расстроить папу? Лишиться и его – родного отца, семьи вообще? А может быть будут жить с чувством вины и осознанием себя предателями родной мамы? Можно только догадываться, какие чувства могут быть еще у детей, но переживание таких чувств крайне губительно для психики ребенка.

Но наиболее губительно то, что отец делегирует сыну Ричарду свое мнение и поведение, а может быть даже и жизнь (жизненный сценарий), зная что смертельно болен:

«Ричард: Отца я почитаю. А ты мне не мать. Отец умирает. Это правда. И он захотел нас всех собрать вместе- всех под одну крышу: и Динку и меня и Машуньку с дочерьми- чтобы мы были одной семьей. А ты..А из-за тебя…. Я тебя ненавижу! Ты даже не представляешь, какие проблемы будут. У Маши грудные дети – их поднимать нужно!

.....Дома у тебя нет.»

Ричард даже позволяет себе рукоприкладство по отношению к матери.

Ему достается в наследство явно не позитивный жизненный сценарий.

По мнению Л. Сонди (судьбоаналитический подход) человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков. Таким образом, решая важнейшие вопросы самоопределения, своего жизненного пути, он не является совершенно «свободным», поскольку в своем лице представляет род, своих прародителей, делегировавших ему «поручения».

Как сможет Ричард искать свой жизненый путь, имея такое “поручение” от отца?

Лара с такой психотравмирующей ситуацией справляется при помощи родственницы (жилье), подруги (эмоц. поддержка), работы, творчества, религии. Все это позволяет ей не ввязываться в “перекидывание” негативными чувствами со Львом, не развязывать “войну” и не мстить. И еще Ларе помог ее собственный (уникальны) взгляд на жизнь:

«Лара: ……..Да, я еще картины накупила. Одну из них пока повесила здесь (показывает на картину над столом короля Лира). Видишь? Трое из моего времени…

Под картиной, за столом со свечами сидят настоящий король Лир, шут и Кент. Сидят и пьют свой грог, о чем-то тихо переговариваются.

Ричард: Твоего времени? Ма, ты все такая же. Когда же ты снимешь свои розовые очки?

Лара: Никогда. Я выжила только благодаря своему взгляду на мир.»

Каждому человеку очень важно иметь свой «взгляд на жизнь», что бы отстаивать себя, а не «воевать».

Даже после смерти Льва Лара обращается к нему в мыслях: «Я говорю, чтобы он приснился детям и все им объяснил. Помнишь, как в «Царе Федоре»?- «Иди разделай все, что сделал»… Я ему говорю: « Ты вооружил наших детей против меня. Как им жить теперь? Отзови своих солдат! Они не могут воевать с матерью! Отзови своих солдат! Пока они себя не разрушили…»

И Лев откликается и является Ричарду:

Ричард спит. Вдруг откуда-то издалека он слышит: «Ричард! Ричард!» Ричард открывает глаза. Садится на кровати.

Голос Льва: Идет битва… я обрек себя на такие мучения! Идет страшная и несправедливая битва между вами и вашей матерью. Идет страшная и справедливая битава в моей душе… Простите меня!

Ричард: Папа…?

Голос Льва: Я и вас обрек на мучения, затеяв эту битву… Прости меня, сынок.

Ричард: Папа….

Голос Льва: Я снарядил из вас - детей войско и отправил штурмовать бастионы вашей матери. Это не ваша битва. Я не должен был…

Ричард: Папа!

Голос Льва: Она вас всегда любила. А мы друг с другом разберемся. Я чувствую, она не держит на меня зла. Она меня простила… А ты можешь меня простить? Она меня отпускает... А ты, сынок? Ты отпускаешь меня? Я не могу идти дальше без вашего прощения…

Ричард: Мне так плохо без тебя, папа. Мне так тебя не хватает… вернись!

Голос Льва: Это не возможно… Ты прощаешь меня?

Ричард: Мне так одиноко, папа. Конечно, у меня есть Динка, но мы все по одному сейчас…

Голос Льва: Прости, сынок…

Ричард: Ты нас всех объединял,… Конечно, и Машунька с девочками у нас есть, но…

Голос Льва: У вас есть мама.

Ричард: Я здесь совсем один, папа...

Голос Льва: Не веди эту войну, сынок.

Ричард: Ты отзываешь меня?

Голос Льва: Да. Я отзываю тебя. Ты прощаешь меня?

Ричард: А мама меня …примет?

Голос Льва: Это же твоя мама…

Ричард: До свидания… папа… Папа?»

Происходит это во сне или наяву неизвестно, но это же пьеса. Возможно ли такое в реальной жизни на сегодняшний день пытается исследовать, изучать Трансгенерационная (межпоколенная) психология и психотерапия, основателем которой является известный психотерапевт, профессор психологии в университете Ниццы (Франция) Анн Анселин Шутценбергер. Этот метод интенсивно начал развиваться совсем недавно, в 60–70-е гг. XX в. Ключевыми его понятиями являются: трансгенерационные (межпоколенные) связи, трансгенерационная (межпоколенная) передача, трансгенерационный фактор, жизненный сценарий, семейный опыт.

В основу этого психотерапевтического метода легли все выше приведенные нами идеи великих психотерапевтов о том, что прошлое присутствует в нашем настоящем.

А.А.Шутценбергер отмечает, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдельные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить: «Мы менее свободны, чем полагаем…». А также она пришла к выводу, что практически в каждой семье существуют события, которые влияют на судьбу последующих поколений. Возможно, события происходящие в семьях главных героев пьесы повлияют на судьбу кого-то из нас?!

Но несмотря на старания трансгенерационного метода и пристальное внимание многих других ученых к теме межпоколенных связей, в ней довольно много «белых пятен». Так, например, остается нерешенным вопрос о механизмах передачи сценария из поколения в поколение.

Поэтому вполне возможно, что в “здесь и сейчас” – в пьесе, а может быть и в реальной жизни, могут пересекаться “Линия реального времени” и “Архетипическая Линия генной памяти». В обычном Питерском кафе Сергей Корнилов может сидеть возле короля Лира, Шута и Кента. Конечно, они не видят друг друга, они существуют параллельно – посредством одинаковых переживаний и чувств.

Но если быть профессионально честными, то конечно только в пьесе, сын сможет очень быстро отказаться от злости, враждебности и изменить отношение к матери. Только в пьесе жена может быстро избавиться от чувства унижения мужем, а дочь от обиды на отца. В нашем обществе люди в большей степени научены игнорировать негативные чувства, «бегать» от них, прятать-открыто не проявлять. Такой способ передается из поколения в поколение – собственно это и есть трансгенерационные послания. И тогда близкие люди остаются на долго связанными друг с другом негативными чувствами, хотя им кажется, что забыли про отвергнутого члена семьи, спрятали подальше переживания и как будто ничего не было. Тогда «война» продолжается бесконечно из поколения в поколение. Истинное прощение – сложная вещь, нужно самому себе признаться в существовании у себя негативных чувств к другому члену семьи (живому или умершему) и трансформировать их в позитивные. Иначе велика опасность «перетаскивания» в новые отношения накопившихся негативных чувств в прежних отношениях. Такая вероятность, например, существует у другого героя пьесы Сергея Корнилова. Когда его спрашивает Иван Алексеевич:

«А какое имя бы ты дал для любви?

Сергей отвечает: Измена и коварство.»

Как с таким представлением строить новые любовные отношения?

В реальной жизни самостоятельно сложно справиться с межпоколенными связями, так как они формируются, как уже отмечалось ранее, практически бессознательно. Но такие художественные произведения, как пьеса «Отзови своих солдат» очень важны, что бы мы - читатели, хотя бы обратили внимание на свои чувства и способы взаимодействия с другими членами нашей семьи, на историю жизни наших предков. А современные психотерапевты способны помочь человеку трансформировать трансгенерационные передачи, изменить жизненный сценарий, сформировать свой «взгляд на жизнь», свои семейные правила, взяв от предков все только полезное и таким образом дать возможность получать свой жизненный опыт (проживать свою жизнь). Метод, который мы используем в работе с клиентами – психодрама, так же позволяет успешно работать с трансгенерационными свзями и всем вышеперечисленным.

Авторы статьи: Ольга Фармер, Светлана Байдакова



Авторы: Ольга Фармер и Светлана Байдакова
 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».