
Психосоматические расстройства составляют значительную
часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом
интенсивных исследований, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости
населения.
Появление термина «психосоматический» относится к 1818
году, но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического
(душевного) являются одним из древнейших в философии, психологии, медицине.
Немецкий врач – психиатр Иоганн Хайнрот первым
использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов
пациентов и их душевных страданий. Связи, по его мнению, причинно-следственной,
исходящей из представления о том, что телесные расстройства могут вызываться
расстройствами душевными. Или, в более категоричной формулировке последователей
Хайнрота: все телесные болезни имеют психологические причины.
Современный взгляд на психосоматику выходит за рамки
представлений о здоровье и болезни. Психосоматика – это телесное отражение
душевной жизни человека, включая как телесное проявление эмоций (следствием
дисбаланса которых и становятся психосоматические болезни), так и «зеркало»
иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной
коммуникации. В этом контексте тело представляется как экран, на который
проецируются символические послания подсознания. Экран, на котором все «тайное»
(подсознательное) становится «явным» (сознательным) или по крайней мере
получает потенциальную возможность стать таковым. И на котором психологические
проблемы человека, его внутренние, сознательно-подсознательные конфликты
находят отражение в безусловно-обязательном порядке.
Иначе говоря, взаимосвязь тела («сомы») и психики
всегда двусторонняя. Как все телесные расстройства имеют свои психологические
«корни», так и любые психологические проблемы всегда приносят психосоматические
«плоды». Разница только в том, какая именно сторона внутрипсихического конфликта
– душевная или телесная – выходит на первый план, какая из них имеет более
выраженные внешние проявления. И точно так же, как исцеление от телесных
недугов может быть достигнуто путем проработки породивших их психологических
причин, в равной степени справедливо и обратное. Через телесные проявления
психологических проблем можно прямым путем, минуя лабиринты логики, дойти до
глубин души человека, разгадать символические «загадки» подсознания, добраться
до скрытого в них смысла.
Т.к. психосоматика
это телесное проявление эмоций (следствием дисбаланса которых и становятся
психосоматические болезни), то, как справедливо уже было отмечено ранее, психосоматика
находится в поле зрения и изучения нескольких наук, как минимум психологии и
медицины.
Поэтому вначале ознакомимся с психологическим взглядом на природу эмоций. Для этого обратимся к
такому понятию, как потребности. Потребность
– это исходная форма активности живых организмов. В живом организме
периодически возникают определенные состояния
напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета),
которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Вот
эти состояния объективной нужды
организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его
нормального функционирования, и называется потребностями. Таковы потребности в
пище, воде, кислороде и т.д.
Когда речь заходит о потребностях, с которыми
рождается человек (и не только человек, но и высшие животные), то к этому
списку элементарных биологических потребностей* нужно добавить, по крайней
мере, еще две:
- потребность в
контактах с себе подобными,
- потребность
во внешних впечатления, или, в широком смысле, познавательная потребность.
Более полное представление о структуре потребностей
человека дает иерархическая модель потребностей человека – «пирамида
потребностей» Абрахама Маслоу:
потребность в самоактуализации реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности |
эстетические потребности гармония, порядок, красота |
познавательные потребности знать, уметь, понимать, исследовать |
потребность в уважении (почитании) компетентность, достижение успеха, одобрение, признание |
потребность в принадлежности и любви принадлежность к общности, к себе подобным; быть принятым, любить и быть любимым |
потребность в безопасности чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач |
*физиологические (органические, биологические)
потребности голод, жажда, половое влечение |
(ступени
рассматриваются снизу вверх, последние три ступени: «познание», «эстетические»,
«самоактуализация» в общем случае называют «потребностью в самовыражении» или
«потребностью в личностном росте».)
Элементарные биологические потребности обеспечивают
существование только как биологического существа, а другие (вышестоящие)
потребности необходимы для становления человеческого существа.
У каждой потребности есть «два этапа жизни»: период до
первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап –
после этой встречи.
На
первом этапе потребность, как правило, не представлена человеку, не
«расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения,
неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны
поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных
предметов. В ходе этой поисковой деятельности обычно происходит встреча
потребности с ее предметом, которым и завершается первый этап в «жизни»
потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В этом
процессе обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в
первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную
потребность. Вторая черта – в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем
ее предмете, что впоследствии, влияет на сложность изменения предмета
удовлетворения потребности.
Итак, момент встречи потребности с предметом ее
удовлетворившим – очень важное событие, т.к. в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет
потребности, или иначе как опредмеченная
потребность. Опредмеченная потребность меняется, преобразуется. Она
становится уже другой, определенной потребностью, потребностью именно в данном
предмете. «Предмет» может быть не только в виде вещи, которую можно потрогать,
но и идеальным, например, не решенной научной задачей, художественным замыслом
и т.д.
Вслед за опредмечиванием потребности и появлением
мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента, поведение было не направленным,
поисковым, то теперь оно приобретает «вектор»,
или направленность. Оно направлено на предмет или от него – если мотив
отрицательно валентен. Мотив это то, ради чего совершается действие. «Ради»
чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Как правило,
один из мотивов главный, другие второстепенные. Главный мотив называется -
ведущим, второстепенные – мотивами-стимулами, они не столько «запускают»,
сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают
действия, т.е. приводят к образованию целей,
которые всегда осознаются.
Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В
результате все мотивы можно разбить на два больших класса:
- к первому относятся осознаваемые мотивы (большие
жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных
периодов его жизни; это мотивы-цели, их существование характерно для зрелых
людей),
- ко второму относятся неосознаваемые мотивы (этот
класс значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются
практически все мотивы).
Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они
никак не представлены в сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании,
но в особой форме. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.
Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или
результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует,
значит это «что-то» затрагивает его мотивы. Если с точки зрения мотива
деятельность проходит успешно, то возникаю положительные эмоции, если неуспешно
– отрицательные эмоции.
Для
примера рассмотрим, в каких случаях у нас возникает гнев: когда мы встречаем
препятствие на пути осуществления цели. А страх? Когда мотив самосохранения
оказывается, так сказать, под угрозой. А радость? Наоборот, когда мотив
получает свое удовлетворение. Эмоции – очень важный показатель, и
следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются).
Нужно только уметь подметить, по какому поводу возникло переживание и какого
оно было свойства.
Личностный
смысл это переживание повышенной
личностной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле
действия ведущего мотива. Здесь важно, что в смыслообразующей функции лишь
ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые как уже
говорилось, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но
не смыслы. Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле
его действия, т.е. приобретает личностный смысл. Крайне сильный ведущий мотив
способен «осветить» всю жизнь человека! Напротив, утрата такого мотива часто
приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.
Мотивы человека образуют иерархическую систему. Если
сравнивать мотивационную сферу человека со зданием, то «здание» это у разных
людей будет иметь очень разную форму. В одних случаях оно будет подобно
пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин
(т.е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может
покоиться на небольшом основании – узкоэгоэстическом мотиве – или опираться на
широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг
жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть
высоким и низким, в зависимости от ведущего мотива. Мотивационной сферой
человека определяется масштаб и характер его личности. Иерархические отношения
мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта
мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека
сделать выбор в пользу одного из них.
Вот так психология описывает механизм образования
эмоций. Но психосоматика - телесное проявление эмоций?! Как образуется связь
эмоций и тела, нам поможет понять медицина.
Медицина
подтверждает, что эмоции относятся главным образом к сфере психологии, однако они имеют физиологическую и даже
морфологическую основу.
Эмоции (от лат. emoveo – потрясать, волновать) - субъективное переживание
человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также
воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды.
Наиболее
яркие эмоциональные ощущения связаны с действием людей друг на друга.
В жизни человека практически нельзя выделить ни одного
состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь
человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир
эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности
живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущением
самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому
живому существу надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов
окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние
человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными
эмоциональными ощущениями.
Эмоции
играют огромную приспособительную роль :
- эмоции возникли
в эволюции и закрепились как средство оценки
внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения;
- эмоции имеют межличностный информационный смысл.
Эмоц. выражение позволяет животным взаимодействовать между собой. Эмоциональные
сигналы очень сильны, особенно внутри вида. Эмоциональные выражения животных –
мощное средство передачи информации в стае или стаде, взаимодействия внутри
стада. Особенно важно, что на основе эмоц. переживаний рождаются
соответствующие звуки, а у людей – слова. В основе речевой деятельности
человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при не знании языка
позволяют общаться артикуляцией и языком жестов. Ученые усматривают
информационный смысл эмоций в отражении мозгом человека и животных актуальной
потребности и вероятности ее удовлетворения;
- эмоции участвуют
в оценке внешних воздействий. Эмоции
позволяют человеку и животным оценивать действие внешних факторов их вредности
или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на
действие повреждающих факторов. Эмоции выступают в роли своеобразного «пеленга»
внешних воздействий.
Приведенные постулаты свидетельствуют о том, что
эмоции как субъективные ощущения являются приспособительным состоянием
организма. Они обеспечивают лучшее выживание живых существ. Если эмоции отнять,
то приспособление живых существ идет значительно хуже. Поэтому в эволюции живые
существа, однажды нащупав аппарат эмоций, который позволил им надежнее
приспосабливаться к окружающей среде, надежнее удовлетворять свои потребности и
выживать в широком смысле слова, сохранили его и развивали. Особенно пышного
расцвета эмоции достигли у человека. Выраженные эмоциональные ощущения имеются
у всех живых существ с организованной ЦНС.
Организация эмоций имеет системный характер.
Субстрат (основа, предмет или вещество) эмоций – эмоции тесно связаны со структурами мозга (лимбическими структурами, которые расположены в
различных отделах конечного и промежуточного мозга).
Любая эмоция имеет выход не только в восходящем (снизу
вверх) направлении – на кору большого мозга, проявляясь в форме психической
деятельности человека, но и в нисходящем (сверху вниз) направлении – от
головного мозга практически на все органы и ткани организма. Эмоциональное
возбуждение распространяется в нисходящем направлении (из головного мозга)
через телесную (вегетативную нервную систему и через соответствующие
биологически активные вещества и гормоны) на скелетную мускулатуру, эндокринные
железы и внутренние органы. Таким образом, эмоция охватывает практически весь
организм.
Эмоции могут быть:
- произвольно
(по желанию человека) регулируемыми в виде общедвигательных и мимических реакций,
слезоотделения, звуковых и речевых реакций, которые сопровождаются
субъективными переживаниями, причем часто очень выразительными,
и
-
непроизвольными (по желанию человека нерегулируемыми) - работа сердца,
изменение просвета сосудов, изменение состояния пищеварительного тракта,
особенно его гладкой мускулатуры, гладкомышечных сфинктеров, гладкой
мускулатуры легких, потоотделение и др.
В медицинском плане опасны эмоции отрицательного
характера, такие как гнев, тоска, чувство страха и т.д., т.к. именно на их
основе формируются психосоматичесие заболевания.
Для отрицательных эмоций характерен ряд нежелательных
свойств:
- отрицательные эмоции обладают длительным
последействием, нередко продолжаясь в течение ряда часов и дней даже после
прекращения действия раздражающих факторов;
- отрицательные эмоции способны суммироваться,
т.е. при повторных возникновениях их продолжительность существенно
увеличивается;
- отрицательные эмоции при частых и повторных
проявлениях способны переходить в форму стационарного, устойчивого возбуждения
мозга – в застойную форму.
Механизм формирования «застойных отрицательных эмоций».
В
условиях стойкой отрицательной эмоции формируются мощные потоки нисходящих
возбуждений, распространяющихся на внутренние органы, особенно на неуправляемые
компоненты эмоций. Этим влияниям, конечно, противостоят механизмы
саморегуляции, но при длительных и непрерывных воздействиях может произойти
нарушение слабого звена механизма саморегуляции отдельных вегетативных функций,
в результате чего формируются такие психосоматические заболевания, как
артериальная гипертензия, нарушение деятельности сердца, язвенные поражения
ЖКТ, астматические приступы, кожные заболевания, нарушения половых функций,
аутоиммунные нарушения и др.
Установлено, что переход отрицательных эмоций в
устойчивую форму чаще всего наблюдается в так называемых конфликтных ситуациях. Особенно опасны в этом плане длительные и
непрерывные конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация – это такая ситуация, в
которой человек при наличии выраженной социальной или биологической потребности
не имеет возможности получить ведущий приспособительный результат - удовлетворить
эту потребность. Именно в этих условиях как приспособительная реакция,
направленная на преодоление конфликта, нарастает эмоциональное возбуждение, как
правило, негативного характера. Это возбуждение начинает генерализованно
охватывать практически весь мозг, а также генерализованно распространяться в
нисходящем направлении на внутренние органы. К тому же при этом нарастает
обратная сигнализация от внутренних органов снова к мозгу, формируется так
называемый «порочный круг эмоционального
возбуждения».
При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях у
человека формируется состояние эмоционального перенапряжения – эмоциональный
стресс. Эмоциональный стресс сначала имеет приспособительное значение, т.к. он
помогает человеку преодолевать конфликтную ситуацию и выйти из нее –
поддерживает организм в состоянии повышенной прочности. Однако при длительных,
особенно безвыходных, конфликтных ситуациях или при острых аффектах,
эмоциональное состояние переходит в форму устойчивого и непрерывного, что и
приводит к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и как
следствие - психосоматическим заболеваниям.
Существует несколько теорий эмоций. В настоящее время и медики, и психологи отдают
предпочтение теории Джеймса и Ланге при
исследовании психосоматических заболеваний. Согласно этой парадоксальной
теории, сердцебиение учащается не от того, что мы чувствуем волнение, лицо
краснеет не от того, что мы чувствуем стыд, все как раз наоборот. Видимые
проявления обманчивы. Эмоция начинается с того, что сначала происходят
управляемые нервной системой изменения состояния мышц и внутренних органов,
которые воспринимаются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое
чувство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или страдаем,
ненавидим или испытываем жалость. Иными словами, сначала мы реагируем на
окружающую ситуацию автоматически, инстинктивно. Этот процесс протекает весьма
быстро, без участия нашего сознания, и результатом его являются
эмоционально-инстинктивные изменения и связанные с ними ощущения. Затем уже
только мы осознаем эти физические ощущения и тем самым узнаем собственные
эмоции, узнаем свои чувства. Дело в том, что вегетативное обеспечение эмоций и
связанные с ним телесные ощущения управляются рефлекторными, подсознательными
механизмами, которые «срабатывают» раньше, чем эмоциональная реакция
оказывается представлена на уровне сознания. Развитие эмоций происходит,
нарастая, как снежный ком, как цепная реакция, в которой один реагент, одно
звено вовлекает другое, передавая ему эстафету. И в результате волна эмоций
ширится, растет, начинает захлестывать весь организм.
Первоначально «пожар» эмоций загорается в мозге, в его
так называемых глубинных структурах (лимбическая система). Отсюда «пожар»
перекидывается на другие области мозга, имеющие отношение к подсознанию,
одновременно отражаясь на мышцах, внутренних органах, выбросе в кровь гормонов.
Затем, когда волна эмоций поднимается еще выше, захлестывая самые высокие
области мозга, когда сигналы от напряженных мышц и растревоженных внутренних
органов по каналам обратной связи, как специфическим, связанным с отдельными
участками тела («сердце заныло, в висках застучало, в животе заурчало, в глазах
потемнело….»), так и неспецифическими (немотивированная тревожность)
поднимаются до уровня сознания, мы наконец-то замечаем, осознаем свое чувство.
И здесь, уже на уровне сознания, эмоция может расти, когда человек привязывает
к этим ощущениям привычный стереотип: боится собственного страха, сердится на
собственную раздражительность, - словом, человек, уже на уровне сознания, сам
себя взвинчивает, разжигает, находится в состоянии повышенной «эмоциональной
готовности». Если не происходит отреагирования (разрядки) такой эмоции, а она
накапливается, то постепенно формируется «порочный круг эмоционального
возбуждения», который постепенно приведет к развитию психосоматического(их)
расстройств или заболеванию.
Двумя основными группами психосоматики являются:
1)
«большие» психосоматические заболевания (традиционная «Чикагская семерка»):
-ишемическая
болезнь,
-гипертоническая
болезнь,
-язвенная
болезнь желудка и 12-ти перстной кишки,
-язвенный
колит,
-бронхиальная
астма,
-гипертиреоз,
-сахарный
диабет.
2)
«малые» психосоматические расстройства
– практически любые телесные расстройства, в развитии которых можно проследить
отчетливые психоэмоциональные компоненты. Это, как правило, те медицинские
случаи, в картине которых наиболее ярко выражены психологические нарушения, а
телесный компонент как бы отступает на второй план.
1.Скачки
артериального давления (АД)
Неустойчивость
давления при этом может проявляться по разному:
1.1.чаще
всего это повышение АД поначалу кратковременное, которое постепенно перерастает
в стойкое – гипертоническую болезнь. Ведь организм привыкает к новому,
повышенному уровню давления, приходящему на смену прежней физиологической
норме, – и потом по инерции пытается его сохранять всеми своими рефлекторными
силами, противодействуя попыткам восстановления нормального уровня АД с помощью
лекарственной терапии и лечебных процедур…… И так растет распространенность не диагностированной
и не леченной гипертонии, ведь поначалу многие люди переносят повышение АД
бессимптомно;
1.2.реже
происходит понижение АД, обычно на фоне умеренной артериальной гипотонии
происходит ее углубление. Человек испытывает слабость, дурноту, тошноту,
мелькание «мушек»перед глазами и разнообразные иные проявления телесного
дискомфорта. Очень часто возникает парадоксальная головная боль – на фоне
пониженного АД рефлекторно может возникать компенсаторный спазм сосудов мозга;
1.3.еще
вариант неустойчивости АД – своеобразная «пляска» давления, когда его
кратковременное повышение сменяется падением ниже нормы, и наоборот. Подобные
«скачки» обычно сопровождаются обычно бурной вегетативной симптоматикой,
описанной далее. Но, как это ни парадоксально, все три варианта нестабильности
АД в конечном счете с течением времени сводятся к одному – артериальной
гипертонии.
2.Сердцебиение
или перебои сердца. Эти симптомы часто
сопровождают панические атаки.
3.Боль,
различные варианты которой нужно рассматривать подробно. При этом необходимо
помнить, что во всех нижеперечисленных случаях речь идет о боли
психоэмоциональной, которая является телесным отражением боли душевной. И очень
часто подобные болевые симптомы служат своего рода телесными «масками» стресса,
имитирующими различные заболевания внутренних органов.
3.1.боли
в области шеи и головы – самый распространенный симптом.
По
сообщениям СМИ, Россия вышла на первое место в мире по числу людей, страдающих
головной болью. В первую очередь, это так называемая головная боль напряжения.
Психологическое содержание головной боли связано с теми привычными негативными
эмоциями, которые стереотипным образом «замораживаются», контейнируются в
соответствующих участках с помощью «мышечных зажимов»:
- так, боль в
области затылка (переходящую на заднюю поверхность шеи) можно условно назвать
«болью ответственности»,
- боль в
височно-челюстной области – это своего рода «боль возражения», связанная со
скрытым безмолвным протестом или попытками сохранения самообладания, обычно в
ситуации общения, связанного с конфликтом,
- боль в лобной
области образно можно описать как «боль размышления», связанная с сомнениями,
испытываемыми человеком в процессе выбора, принятия решений,
- боль в
теменной области – это символическая «боль рождения» (связанная с
соответствующей телесной памятью), часто встречается при невротических и
субдепрессивных состояниях;
3.2.боль
в области сердца, возникающая вне связи с физической нагрузкой и имитирующая
стенокардию;
3.3.боль
в области живота, имитирующая заболевания органов пищеварения. Особенно
характерны боли блуждающего или «схватывающего» характера, «колики». Последние
также могут сопровождаться расстройством стула, носящим народное название «медвежья
болезнь»;
3.4.боли
в спине, часто имитирующие радикулит.
4.Одышка,
не связанная с болезнями органов дыхания, и как чувство «неудовлетворенности»
вдохом, сопровождающееся желанием вдохнуть поглубже. Последнее может приводить
к избыточно глубокому дыханию – так называемый гипервентиляционный синдром.
5.При
этом часто возникает ощущение онемения и покалывания в руках. Аналогичные
ощущения в ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икроножных мышц.
6.Нарушение
глотания и ощущение «комка» в горле.
7.Кратковременное
нарушение зрения, когда предметы как бы расплываются или «мельтешат» перед
глазами и человеку приходится напрягать зрение, чтобы сфокусировать его.
8.Предыдущее
часто сопровождается головокружением, а последнее, также может быть связано с
неуверенностью при ходьбе, ощущением «ватных» ног или чувством, что «земля
уплывает из-под ног».
9.Приливы
жара (иногда озноба), которые могут сопровождаться мышечной дрожью.
10.Нарушение
аппетита – от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода (в
последнем случае нередко обнаруживаются колебания уровня глюкозы в крови,
предрасположенность к развитию сахарного диабета). Сюда же добавляются неприятные
телесные симптомы «невротической» отрыжки, изжоги, тошноты и даже психогенной
рвоты.
11.Обильное
мочеиспускание, которое обычно возникает после приступов паники, когда
стрессовая реакция уже находится «на излете» и сменяется последующей реакцией
релаксации. (Данный симптом совпадает по времени с физиологической реакцией
«сбрасывания» ранее повышенного артериального давления и соответственно
«излишней» жидкости.)
12.Нарушения
стула. Чаще всего это запоры, реже – учащение стула, либо сочетание,
поочередное проявление того и другого. Клинический диагноз, обычно
сопровождающий подобные телесные симптомы - «синдром раздраженного толстого
кишечника».
13.Нарушения
сна – бессонница или, наоборот, сонливость (сопровождающаяся ощущением того,
что сна было недостаточно, иными словами – человек после пробуждения чувствует
себя «разбитым»).
14.Разнообразные
сексуальные проблемы, по большей части нарушающие нормальное осуществление
соответствующих естественных физиологических функций.
Психосоматические расстройства также зависят и от
характера самой психологической проблемы, и от личностных особенностей ее носителя.
Многолетние наблюдения психиатров выявили, что психосоматические
заболевания могут начинаться остро, по типу «удара судьбы» (смерть близкого
человека, известие о неизлечимой болезни ребенка, распад семьи, полученное на
работе физическое увечье с перспективой выраженной инвалидности и д.т.), или в
результате длительной психотравмирующей (конфликтной) ситуации.
У
женщин психотравмирующая ситуация чаще находится в зоне внутрисемейных
отношений, а у мужчин в зоне производственных отношений (принципиально
неразрешимые конфликты с руководителем или сотрудниками по работе, переживания
по поводу якобы несоответствия должности своим возможностям при явно завышенной
самооценке, непринятие работы, разочарование в специальности и невозможность ее
изменения и т.д.) Таким образом, основой конфликта у всех больных было острое
или хроническое неудовлетворение значимых потребностей в сфере повышения
социального или семейного статуса. В результате психотравмирующей ситуации у
всех больных являлось развитие невротической депрессии. Формирование
невротической депрессии можно с известной долей условности считать началом
будущего психосоматического заболевания.
Что же все-таки является первопричиной возникновения
психосоматических нарушений?
Ответ на этот вопрос очень прост - сегодняшний
динамично, быстро меняющийся окружающий человека мир. А связанно это, как ни
парадоксально, с научно – техническим прогрессом и вызванным им внешним, кажущимся
облегчением и упрощением повседневной жизни человека (а на самом деле внутренним
усложнением). Технический прогресс не
только создает условия жизни, недостаточно адекватные природному устройству
человеческого организма, но и в определенной мере способствует духовному
регрессу. Переход от духа к технике, по О.Шпенглеру, характеризует старение
цивилизации, ее духовный упадок, который подрывает и душевное (психологическое)
здоровье общества.
Современное устройство жизни, особенно в городской
среде (в крупном мегаполисе), всеобъемлюще патологично для человека, т.к. не
адекватно природному устройству человеческого организма:
1.способ
передвижения в городском транспорте (человек движется со скоростью во много раз
больше, чем предрасположено природой) влияет на вестибулярный аппарат;
2.передвижение
на большие расстояния (более 5-7 километров) каждый день, (когда естественный
способ передвижения: пешком, босиком, в сутки несколько километров, в
сопровождении сородичей) способствует нарушению «территориального» инстинкта –
мозг помнит «карту» местности);
3.возможность
быстрого передвижения на длительные расстояния – смена часовых поясов приводит
к десинхронизации «внутренних, биологических часов» человека и «внешнего»
времени. «Внутренние часы» человека под воздействием городской среды ускоряют
свой ход – человек быстрее живет и быстрее возникают преждевременные возрастные
нарушения.
Также
нормальную работу «биологических часов» человека нарушает наличие
искусственного освещения, т.к. их работа зависит от смены светлого и темного
времени суток – их ритмичного чередования.
4.Условия
проживания:
- большинство
людей живут на высоте, большей, чем ветви кроны деревьев, это заставляет инстинкт
самосохранения работать постоянно, т.к. существует постоянная опасность упасть,
- низкие
потолки, дающие ощущение «каменной клетки» и видимые из окон такие же «клетки,
где заключены наши собратья» влияют на инстинкт свободы,
- прямолинейность
архитектуры городской среды неестественна для восприятия человека,
- техногенный
и транспортный шумы – неестественные шумы для восприятия человека, также как и
наличие ощущения вибрации (например, вибрация пола и стен в квартире от
проходящего рядом с домом метро),
- использование
мобильных телефонов и телевизоров порождают влияние на человека
электромагнитного излучения, а бытовая техника - электрическое поля,
- патологически
влияет химическое загрязнение окружающей среды и резкие перепады температурного
режима - искусственный микроклимат, которого в природе не бывает,
- избыточность
принимаемой пищи по калориям и объему, качество пищи вызывает пищевой стресс, а
от регулярности работы ЖКТ зависит эмоциональное состояние. В наше время мы
осуществляем прием пищи в спешке, в одиночку, не получая удовольствия, под телевизор или книгу, а у предков прием
пищи - ритуал, в котором главное это оценка вкусовых качеств и получение удовольствия
от приема пищи,
- одежда
и обувь, которую мы носим:
- обусловливает терморегуляцию организма и
ограничивает движения,
- материал одежды, в особенности синтетика,
вызывает электрический заряд от трения на поверхности кожи,
- обувь на высоком каблуке нарушает
заземление.
Человек – существо общественное. Поэтому, процессы,
происходящие в обществе (микро- и макросоциальные), также могут патологически
влиять на физиологическое, психологическое и духовное состояние человека.
Общение - жизненно необходимая для человека
потребность, но доза его (будь то вербальное или невербальное общение) должна
быть умеренной. Умеренность - обеспечивает общение с уже знакомыми людьми и
приносит удовольствие. Избыточность коммуникаций с неизвестными людьми
провоцирует срабатывание инстинкта обороны. Для инстинкта наличие чужого –
опасность и как следствие автоматическое ухудшение состояния самочувствия,
усиление тревоги и готовности обороняться передается другим.
В
настоящем обществе преобладает избыток общения с незнакомыми людьми и
недостаток с близкими. Это приводит к кризису института брака, отсутствию
эмоциональной поддержки партнера, сложностям в детско-родительских отношениях,
распаду традиционного уклада семьи (много поколенное совместное проживание и
общение), нарушению культурной преемственности, ее обесценивание –
микросоциальным проблемам.
Изначально
душевное утешение и психологическую поддержку давала человеку семья. Новейшие
исследования семьи заставляют бить тревогу: традиционно большие семьи исчезают,
различные поколения отделяются друг от друга, от молодых людей требуют, чтобы
они полностью отдавали себя работе, люди проживают в раздельных клетках,
именуемых квартирами, а города разрастаются в монстры: все это разрушительно
влияет на семью.
По мнению А.Лоуэла развитие современной технологии,
приводящей к изменению всего уклада жизни, нарушает гармонию семейных отношений и тем самым еще в
детском возрасте закладывает основу дисгармонии личности. «Отчуждение человека
от его ближних, от природы и от его собственного тела – отчуждение, которое
начинается на самых ранних этапах жизни, в отношениях матери с ребенком. Все
больше женщин вынуждены в одиночку воспитывать ребенка. Это влечет за собой не
только повышенную нагрузку на мать, но и психологический стресс для ребенка с различными
отклонениями в психике. Ребенку часто не хватает человека, с которым он мог бы
поговорить, кто ухаживал бы за ним и помогал бы его воспитанию.
Тем
самым прерывается связь времен, нарушается преемственность поколений.
Разрывается цепочка наследования – разумеется, не материального, а духовного.
Отсюда и проблемы «отцов и детей», когда
жизненный опыт старших просто отвергается молодым поколением, и дефицит любви, внимания и душевного тепла, которые даже в благополучной семье
ребенок недополучает от родителей на глубинном, телесно-психологическом уровне.
Как сказал П.Вайнцвайг «характерной чертой
невротической личности XX века является неспособность
любить. Самое тягостное зло
современности заключается, вероятно, в отсутствии тепла и любви». Более того,
этот эмоциональный дефицит становится всеобъемлющим благодаря тому, что он
передается от родителей детям по механизму социального наследования: «Нехватка
тепла и любви к растущим детям проистекает из родительской неспособности
испытывать эти чувства под бременем своих собственных неврозов. Невротические
тенденции, подобно генетическим признакам, передаются от поколения к
поколению».
К
макросоциальным проблемам можно отнести такие как:
- ожидание
обществом «не успешности» или «успешности» от человека, что в равной степени
дает ощущение психологической незащищенность,
-
расслоение общества: разобщенность людей, разделение по материальным, статусным
и др. критериям, состоятельные люди чувствуют свою оторванность от большинства,
-
миграция населения (оторванность от привычных социальных связей и длительность
налаживания новых дает ощущение отсутствия психологической поддержки),
- постоянные
технические нововведения - изменения (инновации), которые заставляют к ним
приспосабливаться,
-
изменение социальных, половых и возрастных ролей.
Любое современное информационно-бюрократическое
общество устроено так, что оно невольно пытается смягчить социальные проблемы
за счет большей однородности, стандартизации сознания своих граждан. По
возможности уравнять всех членов общества во взглядах и жизненных ценностных
установках – значит сделать их предсказуемыми и тем самым – косвенно – более
управляемыми. Попытаться в определенной степени как бы «зомбировать» людей
общими идеалами, то есть сплотить общество, манипулируя древними, первичными
механизмами психики на уровне инстинктов и базовых потребностей – такими, как
стадный инстинкт, активизирующийся противопоставлением «свой-чужой», или
потребность в принадлежности, тесно связанная с потребностями в защите/безопасности
и любви/уважении. В форме же принадлежности к определенной социальной группе
эта потребность трансформируется в культ материального успеха и «гонку»
потребления. А для этого индивидуальное сознание каждого члена общества
необходимо «выровнять под одну гребенку» сознания массового. Для достижения
подобной цели необходимо добиться, чтобы как можно больше людей разделяло
принятые в обществе стереотипы и мифы массового сознания или «чтобы
большинство….думало «как надо» или не думало вовсе».
«Пережитки
детства», отзвуки родительского воспитания и давление социума, благодаря этому
люди, сравнивая себя с другими, склонны подвергать себя поистине губительной
самокритике и самоуничтожению.
В результате научно-технический прогресс, изменяющийся
под его воздействием окружающий человека мир и современное общество
препятствуют нормальному (привычному) функционированию организма и
удовлетворению потребностей человека. Невозможность полноценно удовлетворять
потребности низших ступеней (иерархическая модель потребностей А. Маслоу) –
экономический кризис, терроризм, периодическое возникновение локальных войн, политические
трения и т.п., препятствует реализации стремления человека к удовлетворению
потребностей высших ступеней.
Как следствие, у современного человека недостаточно
сформирован навык и умение определять свои потребности, взаимодействовать и
управлять собственными эмоциями и чувствами. Да еще и общество требует, чтобы
человек сдерживал свои чувства, особенно отрицательные, и не давал им
проявиться в определенной обстановке.
В настоящее время человек является «продуктом»
современного общества:
- раб собственных эмоций,
- подвержен внутренней раздвоенности,
«расщеплению» между разумной (умом) и эмоциональной (чувства) частями,
- живет в состоянии непрекращающегося
внутрипсихического конфликта, отсюда и наличие душевного надлома, кризиса,
- не уверен в себе,
- внутренней недостаточно гармоничен,
- его жизнь недостаточно осмысленна, вследствие
чего человек «теряет себя», свою «самость» - не знает себя,
- часто становится игрушкой в руках
манипуляторов или жертвой обстоятельств,
- страх быть осмеянным, заставляет людей не
выделяться и не ставить под сомнение общепринятые взгляды и тенденции.
Типичным порождением такого образа жизни становится
человек, на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизненном смысле
(точнее приспособившийся, приземленный) и инфантильный духом. Отсюда «всплески»
нерационального поведения (особенно зависимости – алкоголизм, наркомания, игры,
экстремальные развлечения, интернет-зависимость – как протест против серости
жизни и попытка отгородиться от реальности). Отсюда и мистико-эзотерическая
податливость – как проявление инфантильного «магического» мышления
(наивно-детское ожидание чуда, мгновенного изменения, «просветления») и
потребность в «учителе» (на самом деле поиск готовых, универсальных ответов на
все жизненные вопросы как перенос ответственности на чужие плечи). Отсюда и
высокая вероятность развития психосоматических расстройств и заболеваний.
Как же избежать развития психосоматических нарушений?
Как
перестать быть «продуктом
современного общества»?
Важно знать и помнить о профилактике психосоматических нарушений, а поскольку они являются
телесными проявлениями эмоций, то можно осуществлять профилактику «через тело».
Отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена при переключении
взволнованного человека на интенсивную мышечную деятельность (ходьба,
физические упражнения, уборка и т.п.) и другими физическими способами (плавание,
сауна, фитнес, йога, танцы, выполнение специального комплекса упражнений*).
Положительные
эмоции, каким бы путем они ни достигались, разрушают ранее сложившееся
эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствуют тем самым его
суммации, поэтому эффективно переключение на любой вид деятельности, в котором
человек достигает удовлетворения, получает положительные эмоции, например
хобби.
Все указанные рекомендации имеют отношение
преимущественно к снятию уже сложившейся отрицательной эмоции. Истинная же
профилактика нежелательных последствий отрицательных эмоций - психосоматических
нарушений заключается в том, чтобы не дать в определенной ситуации
отрицательной эмоции «завладеть человеком», «управлять им», развиться. Владение
собственными эмоциями должно заключаться не в умении подавлять их внешнее
выражение, а в умении вовремя и точно опознать эмоцию и управлять ею. Эмоции
также поддаются воспитанию и тренировке, как и мышцы. Конечно, наиболее
эффективно воспитание эмоций в детском возрасте. Эмоциональные реакции
взрослого ведут себя как условные рефлексы, которым человек обучился в раннем
детстве и которые усвоились глубоко и прочно, перейдя на стадию навыка – автоматизированного
действия, исполняясь на неосознаваемом уровне. Но в более или менее зрелом
возрасте человек может «переучиться», чтобы взять эмоции под сознательный
контроль.
«Переучиться»
полезно и для того, что бы перестать быть «продуктом современного общества», мирно
ужиться с самим собой и тем искусственным миром (в условиях научно-технического
прогресса), который, хотя и создан нашими собственными руками, но во многом противоречит
человеческой природе.
Самостоятельно «переучиваться» сложно, в силу уже вышеназванной
причины: часто эмоциональные реакции взрослого как навык исполняются на
неосознаваемом уровне. Поэтому лучше обратиться к специалисту по «внутреннему
миру человека» - практическому психологу,
воспользоваться психологической помощью,
получить консультацию психолога.
Авторы статьи: Светлана Байдакова, Ольга Фармер