Послесловие


Послесловие:

Послесловие: "Ты простишь меня Господи?"



В пьесе Галины Барышниковой «Ты простишь меня, Господи?» главные герои - люди религиозные, воцерковленные. У них свое «мировоззрение и мироощущение, и соответствующие им поведение и специфические действия основанные на вере в Бога, сверхестественное». Мы же являемся людьми светскими. Наш профессиональный взгляд основан на научных психологических знаниях. При этом религиозные и светские люди – мы все живем в одном мире, обществе.

Вот как рассуждает главная героиня Татьяна и ее подруга:

«Нинка. Интересная у тебя жизнь, Танька, вот ты, вроде бы, нормальный человек. живой, шустрый, с характером… А, вроде бы, верующая…

Татьяна.И совсем даже не вроде бы…. А что, по-твоему, верующие – бестелесные безхребетники? Такие же живые люди…»

Да и не воцерковленные люди интересуются религией как сводом неких знаний о мироздании и человеке. Пытаются понять и проникнуться знаниями, которым нет научного подтверждения.

Наш личностно-профессиональный интерес к религии обусловлен тем, что очень часто запрос клиентов звучит так: «душа болит», «на душе тяжело», «моя жизнь сплошной ад», «мои внутренние демоны меня замучили», «почему Бог посылает мне такие испытания?»; говорят о своей греховности. Все эти понятия в большей степени относятся к религиозным знаниям.

Конечно, психология (от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) переводится как наука о душе, тогда психологи – специалисты человеческой души. Что же такое душа в психологическом понимании? Определение конечно же есть: “Душа – внутренний (психический) мир человека, его сознание” или “Душа - психические переживания как основа жизни человека.” Но мы говорим “или” так как единого психологического определения души нет, оно остается спорным вопросом. Тем не менее нельзя сказать, что психологи забыли смыслообраз души, они скорее осуществляют его переработку. Каждое психотерапевтическое направление находит некий эквивалент и изучает его, работает с ним. Такими эквивалентами оказывались ассоциации, гештальты, поведение, реакции, рефлексы, действия, операции, т.е. психические процессы в норме и при патологии — все, что в разные периоды выступало в качестве предмета психологии или главной единицей анализа. Но в каждом случае обнаруживалась неполнота знания, поэтому общего представления о том, что такое душа как не было так и нет.

На сегодняшний день психология является мультимодальной наукой - биопсихосоциальнодуховной. И у каждого специалиста есть свой взгляд на каждую из этих модальностей. Мы, опираясь на весь опыт наших предшественников, выбрали эквивалентом души эмоциональную сферу человека (эмоции, чувства), при этом не забываем о ее тесной взаимосвязи с телом и умом (интеллектом). Помогаем клиентам развивать эмоциональный интеллект - душевность.

В религии другое понимание души, например: «Бессмертное начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.”

Скажем сразу, что считаем религию сводом знаний, которые помогают человеку развивать духовный уровень, а это самый высокий уровень развития личности. Психология позволяет развивать душевность. Нам очень нравится высказывание редактора одного православного журнала: «Путь к духовности пролегает через душевность». Значит психология может быть достойным помощником человеку на его пути к духовности.

Обратим внимание на такое понятие как грех, которое является одним из основных в религии и распространенной темой обращения наших клиентов.

Грех в переводе с греческого (amartia – ошибка, промах, мимо цели), - повреждение человеческой природы, болезнь души. В религиозном представлении грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций).

В молитве «Исповедание грехов повседневное» описывается, что грехи человеческие содеяны: «делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными….». Собственно перечислены все сферы, изучением которых и занимается психология: поведение людей, поступки, мышление, слова, чувства и эмоции, органы и системы восприятия. Далее в молитве говорится, что человек сожалеет о грехах, винит себя и раскаивается в них перед Богом. Но прежде чем повиниться и раскаяться, нужно не только головой знать о грехах, но мочь признаться самому себе, что все вышеперечисленное у меня есть. В светском обществе о поступка, словах и состояниях еще как то принято признаваться себе и другим, а вот негативные чувства (ревность, зависть, гнев, ненависть и т.д.) лучше не проявлять, «спрятать куда – ни будь подальше» и стараться быть позитивным и хорошим с окружающими. Мы не будем сейчас подробно описывать физиологию эмоций и их функцию, скажем лишь одно: негативные эмоции имеют свойство накапливаться в отличии от позитивных. И если на них не обращать внимание, то они от этого никуда не денутся, а будут копиться еще больше и при этом требовать проявления. Так же отметим, что именно эмоции дают внутреннюю энергию человеку. Поэтому когда у человека депрессия – практически бесчувствие («запихнул чувства так далеко, что уже никаких не осталось»), то нет энергии, жизненных сил и следовательно интереса к жизни. Либо накопленные негативные эмоции «рвутся наружу» и тогда человека «несет» - он уже не может справляться с собой, клиенты говорят как будто демоны вселились.

У людей религиозных есть свои способы справлять со своими душевными (эмоциональными) состояниями. Например, когда герой пьесы отец Николай узнал, что с большой долей вероятности, жених дочери является убийцей его сына, на него нахлынули чувства:ужас, боль и страх.

«Дрожащими ладонями поднёс крестик к губам и громко зарыдал. Потом повернулся спиной к Драгану и пошел в алтарь. У царских врат, через плечо, не глядя на Драгана, коротко бросил: « Стой здесь!» И скрылся в алтаре…….Такпрошло много времени. Наконец отец Николай вышел из алтаря. Успокоенный, с сжатой ладонью, которую он нес впереди себя, как дар...» . И в последствии он думает: «Прости меня, Господи. Едва не заплутал. Едва не дерзнул судить о путях промысла Твоего. Помоги мне принять обстоятельства жизни моей, отпусти мою боль, наполни сердце мое любовью и прощением! Помилуй мя, Господи!»

А вот светским людям может помочь как раз психолог. В результате прохождения психотерапии человек учится самостоятельно справляться со своими душевными (эмоциональными) состояниями. Это еще полезно и тем, что умение опознавать свои эмоции, дает возможность также хорошо распознавать их у других людей – умение сочувствовать. Опять приведем в пример священника отца Николая. Мы видим, что справляясь со своими чувствами, он чувствует эмоциональное состояние Драгана, понимает и принимает его душевные страдания и помогает ему:

«Отец Николай.Встань, Драган! Возьми, надень.(Он разжал ладонь)

Драган. Это не мой крест…

Отец Николай.И тот был не твой.

Драган.Отче!

Отец Николай.Возьми… Это мой … (надевает на шею Драгана свой крест).

Драган.Отче! (Драган прильнул к руке священника). Отче! Простите меня!

Отец Николай.Бог простит…

Драган.Как бы я хотел встать перед отцом того парня и у него просить прощение!

Отец Николай.…Он…Он бы… простил тебя.

Драган.Вы так думаете?

Отец Николай.Я очень на это надеюсь… (И отец Николай накрыл его епитрахилью). Каешься ли ты, Драган, за все соделанное тобою, за все совершенное словом и делом?

Драган.Каюсь, батюшка! Я бы жизнь свою отдал, чтобы смыть тот грех, я бы все отдал, Господи! Я не могу нести этот крест больше!

Отец Николай. Ты его больше не несешь. « Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо Драган, и аз, недостойный иерей Его, властию мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Иди с миром и не греши больше.»

Мы согласны и с выводом героя пьесы Константина: «Знаете, мне иногда кажется, что человек - это огромный трансформатор, который должен из импульса зла производить импульс любви. Это и есть духовная работа.» Развивая эмоциональный интеллект человек развивает свою душевность и тогда открываются возможности духовного роста, понятнее и ближе становится религия.

Так же, как у верующих так и у светских людей, существует представление о некой причинно-следственной связи: что «даешь», посылаешь во вне (во внешний мир, другим людям), то и получаешь обратно.

Но нам представляется, что главной темой пьесы является Любовь. Любовь – это единое чувство для всех людей, но как понятие – очень емкое. Каждый может вкладывать в это понятие свой смысл и любить по своему.

В психологии любовь это прежде всего потребность, присущая каждому человеку – она есть у каждого, без исключения. Это потребность быть принятым другими таким человеком, какой он есть, со всеми слабыми и сильными сторонами личности, во всех эмоциональных состояниях – безусловная любовь. К сожалению в светском обществе очень развита «любовь с условием»: за послушание – подчинение («удобный ребенок»), хорошие оценки, успешность, социальный статус, деньги и т.д.

У религиозных людей может быть другое восприятие любви. Например:

«Нинка.Во-первых, Татка, будь готова к тому, что такие романтические отношения не могут существовать вечно. Любовь – такой же организм, как и любое другое тело на земле…

Татьяна. Да! Если только она не подчиняется небесным законам. Тогда это становится не физическим телом, а небесной субстанцией!»

Наше мнение, что понимание любви в религии и психологии в целом совпадают. В пьесе мы видим, что в лоно церкви принимаются разные люди:

Отец Николай в миру был ученым (факультет философии),

его дочь Татьяна журналист, но воспитывалась уже в семье священника,

Драган художник и возможно участвовал в убийстве человека,

Константин «Хоть вояка, хоть иконописец,- всё одно – гусар!» - любит похвастаться, болтун, но при этом умеет работать.

И какими бы разными они не были, все приняты безусловно, безоценочно. Занимаются одним делом – восстанавливают храм. Поэтому и друг к другу они относятся также безоценочно.

Когда Драган говорит отцу Николаю: «Но… достоин ли я?

Отец Николай.А кто из нас достоин?

Драган.А потом?... Что потом?

Отец Николай.Кто я такой, чтобы позволять тебе или запрещать украшать дом Божий? Не я тебя привел сюда, не мне и изгонять. Тебя сам Господь привел сюда… Ко мне…»

И Константин рассуждает о Драгане также : «Если уж есть у него благословение иконы писать!.. Значит …Значит, есть в нем ЭТО!... И кто я такой, чтобы осуждать его?»

Обратим внимание на еще одно из светских определений дущи: “Душа-совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. Человек как носитель каких-либо склонностей и черт.” Мы считаем, что люди выбравшие своей профессией психологию и религиозные люди обладают одними и теми же склонностями и чертами:

- относятся к людям безоценочно – не оценивают в категорях «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», а воспринимают человека «таким каков он есть»,

- не навязываются людям со своими знаниями,

- эмпатичны (эмпатия греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание» - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями), так как сами хорошо знают свой внутренний мир, умеют взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями.

Такие черты верующим людям возможно даются с рождения от Бога или они развивают их по мере овладения религиозными знаниями и воцерковлением. Психологи же с 1-го курса института должны обязательно проходить собственную психотерапию, что бы не было переноса собственных психологических проблем на клиентов и таким образом развивают эмпатию, душевность.

Хотелось бы отметить еще один момент: помимо формирования определенного восприятия мира и уклада жизни, церковь имеет много ритуалов, которые помогают справляться с душевными переживаниями (молитвы, исповедь, причастие) по поводу своих мыслей, намерений, поступков и поддерживают в сложных жизненных ситуациях, особенно при уходе из жизни близких (отпевание, службы).

Вот и слова героинь пьесы это подтверждают:

«Нинка. И, кстати сказать, очень нам помогает церковный образ жизни!

Татьяна.Откровение!

Нинка.Нет, я серьезно!

Татьяна.И я серьезно! Конечно, молитва помогает.»

Наши клиенты – светские люди, также в сложных жизненных ситуациях прибегают к церковным ритуалам. Но если они оказываются к ним душевно не подготовленными, то не получают желаемого эффекта – облегчения, и тогда надолго «застревают» в болезненных душевных состояниях. Религию (веру) невозможно только интеллектуально изучить, еще нужно уметь ее прочувствовать, впустить в свою душу.

Мы искренне считаем, что психология действительно достойный помощник светским людям на пути их духовного развития.

А метод, который мы используем в своей работе – психодрама, являет «базой» для таких современных направлений как Библиодрама (библейские истории в психодраме), агиодрама (жития святых в психодраме). Лучше, чем наша коллега психолог Ольга Красникова, руководитель психологического центра "Собеседник", помощник ректора Института Христианской Психологии мы не скажем, поэтому приведем ее слова:

“Библиодрама для меня – это не только прекрасный метод изучения Библии, но и захватывающее путешествие к неизведанным, глубинным сторонам моей личности. Участвуя в группе можно окунуться в прошлое человечества, соотнести его с настоящим и построить для себя будущее, а также получить ответы на свои не заданные вопросы. Духовные, трансцендентные роли, проигранные на Библиодраме, делают более осознанными ценностные установки и помогают привнести их в жизнь. Как говорит священник и психолог Андрей Лоргус, ведущий библиодраматических групп: «Библиодрама – это удивительный мир, в котором возможно путешествие по Ветхому и Новому Завету, встречи с библейскими персонажами и проживание вместе с ними жизни с Богом. Повествование Библии содержит множество поучительных, мудрых сюжетов. Помимо их сугубо религиозного смысла, они содержат богатейший психологический опыт….».

Все вышеизложенное конечно же сугубо наше личностно-профессиональное мнение, о котором предметно нас заставила задуматься пьеса. И сформулировать его нам было полезно, поскольку в психотерапевтической традиции не принято обсуждать религиозные темы с клиентом. Мы можем только принять к сведению к какому религиозному направлению принадлежит клиент, воцерковлен или нет. Филосовствовать и обсуждать с клиентом эту тему не имеем права.

Поэтому хотим выразить автору Галине Барышниковой огромную благодарность за возможность публично поделиться нашим мнением в Послесловии к пьесе.

Авторы: Светлана Байдакова и Ольга Фармер



Авторы: Ольга Фармер и Светлана Байдакова
 

Людмила Балдина

Людмила Балдина Телефон: (985) 924-70-81
E-mail: baldina-lu@yandex.ru
Москва, м. Пушкинская
ИП "Балдина"
Обратиться к психологу никогда не поздно, всегда вовремя!

Я помогу Вам справиться с конкретной сложностью, трудностью. Обычно это краткосрочная работа - 2-4 встречи.
Если Ваша проблема затрагивает все сферы жизни или Вам хочется что-то изменить в своем характере (застенчивость, агрессивность и т.п.) – приходите на долгосрочную работу.
Вы справитесь со всеми проблемами, будете чувствовать себя счастливо и уверенно.

 

Светлана Байдакова

Светлана Байдакова Светлана Байдакова
Телефон: 8 916 620-20-32
E-mail: svetlana.kretova@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)
ИП "Байдакова С.А." ИНН 772204855805, ОГРНИП 308774635400240

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».
 

Ольга Фармер

Ольга Фармер и Светлана Байдакова Ольга Фармер
Телефон: 8 903 624-19-85
E-mail: ofarmer@mail.ru
Москва, м. Смоленская
ул. арбат дом 54/2 стр1 офис 639 («Офис Арбат» на Яндекс.Картах)

Мы принимаем клиента вместе, такой способ ведения терапии называется котерапия.
В последнее время котерапия получает все большее распространение и признание в профессиональном сообществе психотерапевтов. Мы выбрали этот способ ведения терапии по двум причинам, одна из них - это принцип «двух голов», когда одна хорошо, а две лучше, и для клиента и для терапевта, но в большей степени из-за того, что метод психодрамы предусматривает участие «вспомогательного лица».